«Чаепитием» назвал президент Российской академии наук встречу ученых и военных в президиуме РАН 19 января 2017 года. Это означает, по его словам, неформальный характер общения представителей науки и Минобороны.

Встреча носила закрытый для прессы характер, но глава РАН и заместитель министра обороны РФ до ее начала слегка приоткрыли завесу тайны. Впрочем, ни для кого не секрет, что Академия наук создавалась Петром I с прицелом на оборону государства, подчеркнул президент РАН Владимир Фортов. Эта задача актуальна и сегодня.

«Мы заинтересованы в том, чтобы работать как один коллектив, — отметил академик Фортов. — Мы нуждаемся в том, чтобы идеи, которые есть у военных, шли в Академию, а идеи, которые есть у ученых, внедрялись в военную практику».

Та программа вооружений, которая сегодня реализуется, носит, скорее экстенсивный характер, когда стоит задача просто резко увеличить количество современного вооружения, сообщил заместитель министра обороны Юрий Борисов. Однако ориентиры меняются под влиянием научно-технического прогресса. И сегодня нельзя выехать на том, что было создано еще на закате СССР.

«Сегодня мы стоим на рубеже очередной научно-технической революции. На смену приходят новые системы вооружений, которые базируются на новых физических принципах. На подходе гиперзвуковое оружие, которое требует использования принципиально новых материалов, систем управления, которые работают совершенно в другой среде — в плазме, — заявил замминистра обороны. — На подходе иные принципы управления операциями и войсками, потому что сегодня, кто быстрее научится обнаруживать противника, выдавать целеуказания и поражать, тот и побеждает. Характер военных конфликтов показывает, что резко сжимается время от принятия решений до конечного результата. Если раньше это были часы и дни, то сегодня это десятки минут, а скоро это будут секунды».

Прорыва военные ожидают в области лазерной тематики, электромагнитного оружия. И здесь особое значение приобретает сотрудничество с фундаментальной наукой, которая формирует базис, на котором прикладная военная наука может создавать принципиально новые образцы. «Без Академии наук сделать это просто невозможно», — подчеркнул Юрий Борисов.

Один из путей развития взаимодействия ученых и военных — создание так называемых виртуальных лабораторий. Это поможет ускорить внедрение передовых идей в практику, в чем, по словам президента РАН, заинтересованы обе стороны.

«Это путь непростой, потому что люди, занимающиеся фундаментальной наукой, плохо представляют, какие потребности ставит Оборона. — отметил академик Фортов. — С другой стороны, представители оборонной промышленности, военной науки плохо представляют, на что можно рассчитывать и как это ускорить. И виртуальные лаборатории — это объединение усилий, когда в одном коллективе люди в погонах и без погон решают одну задачу».

Формат чаепитий, по словам главы РАН, одна из форм такой неформальной совместной работы.