Слеза человека может показать наличие офтальмологических заболеваний. Кроме того, в ней содержится большой набор структур, строение которых изменяется в зависимости от состояния органа зрения — это выяснилось в ходе четырехлетнего исследования жидкости, которое проводят новосибирские ученые из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН (ИХБФМ СО РАН).

Как сообщает издание «Наука в Сибири», изучать слезную жидкость ученые начали из-за того, что глаз устроен таким образом, что, не повредив его, невозможно изъять образец для исследования и водянистую влагу, которая содержится в передней камере глазного яблока, или стекловидное тело у здорового человека просто так не взять — только либо после смерти, либо при травмах. А слезную жидкость можно собирать много раз и у здорового, и у больного, и изучать характеристики, чтобы потом определить диагностические маркеры офтальмологических заболеваний. А сравнивая материал, собранный у здоровых людей и больных, можно обнаружить различия и понять, какие признаки указывают на развитие болезни.

Ученые отмечают, что слезная жидкость на поверхности глаза человека организована в сложную структуру — трехслойную пленку. Самый верхний слой — липидный, в середине — водно-белковый, а ближайший к роговице — муциновый (слизистый). Но пока не понятно, что происходит с пленкой в процессе слезоотделения, попадают ли компоненты пленки в выделяющуюся слезную жидкость. Это еще связано и с методами забора слезной жидкости, которые не позволяют сохранить слезную пленку в ее изначальном состоянии — слезоотделение стимулируют порошком альбуцида. Для пациента это, уверяют исследователи, совершенно безопасно и может осуществляться многократно.

Изучение слезной жидкости в просвечивающем электронном микроскопе, показало, что в ней содержится большой набор структур, строение которых изменяется в зависимости от состояния органа зрения. Ранее под электронным микроскопом слезная жидкость не изучалось и поэтому без сюрпризов не обошлось. Например, исследовали не ожидали, что при центрифугировании будет образовываться значимый по размеру осадок, в котором присутствуют даже целые клетки. Среди них — эпителиоциты и лейкоциты.

Но важнейшей находкой сибирских исследователей стало обнаружение в слезной жидкости так называемых «мохнатых» везикул особой морфологии, ранее не замеченных ни в одной из биологических жидкостей. Предположительно, они представляют собой отделившиеся участки микроворсинок эпителиальных клеток. Особенность этих везикул в том, что мембрану насквозь пронзают белковые нити. Содержание «мохнатых» везикул в слезной жидкости здоровых и больных людей различается. Возможно, это связано с развитием деструктивных изменений эпителиальных клеток в ходе офтальмологических заболеваний.

К тому же, исследование слезной жидкости под электронным микроскопом позволило впервые получить прямые доказательства присутствия в ней экзосом. По морфологическим характеристикам экзосомы — это везикулы округлой формы, имеющие размер до ста нанометров. Их роль в функционировании организма активно обсуждается международным научным сообществом. Экзосомы обнаружены в слюне, спинномозговой жидкости, крови, моче, грудном молоке. Работа новосибирских ученых показала, что они также присутствуют в слезной жидкости.

«Экзосомы — очень сложные структуры. Они присутствуют во всех биологических жидкостях, что дает основание считать их важнейшими элементами межклеточной коммуникации. Однако все предположения о функциях экзосом пока находятся на уровне гипотез», — говорит аспирантка ИХБФМ СО РАН Алина Григорьева.

При исследовании других жидкостей: крови, мочи и грудного молока, ученым удалось обнаружить, что кроме везикул в образцах, полученных методом последовательных центрифугирований, присутствуют еще и другие компоненты, в частности микрочастицы (белковые агрегаты). Считается, что это серьезная проблема исследования. Из-за примесей нельзя утверждать, что именно везикулы, а не белковые агрегаты, обеспечивают тот или иной эффект. Обнаружение микрочастиц во всех образцах экзосом — один из самых важных результатов работы.

«Экзосомы, содержащиеся в разных биологических жидкостях, не различаются по морфологии — они одинаково представляют собой округлые везикулы. Однако находятся отличия по молекулярному составу, сейчас в этой области ведутся наиболее активные исследования. Мы считаем, экзосомы слезной жидкости могут стать источником именно молекулярных маркеров офтальмологических заболеваний», — отмечает Алина Григорьева.

«Поиск таких маркеров в составе экзосом является одним из активно развивающихся направлений современной науки, однако не стоит недооценивать диагностический потенциал именно слезной жидкости. Исследования продолжаются, и, учитывая уже накопленные знания, можно предположить, что на их основе могут быть разработаны принципиально новые подходы к диагностике офтальмологических заболеваний», — пишет издание.