Уходящий 2020 год оказался для России не таким тяжелым, как прогнозировалось в начале глобальной пандемии новой коронавирусной инфекции. Об этом корреспонденту ИА REGNUM рассказал президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич.

Следите за развитием событий в трансляции: «Итоги 2020 года в России и мире: самое главное — трансляция»

"2020 год оказался менее страшным, чем казалось на первый взгляд, многие риски в итоге не реализовались. ВВП не упал на 10%, безработица не дала рекордного прироста, доходы населения не обрушились, реальные зарплаты на бумаге даже показывают рост», — отметил Манкевич.

По словам главы РАСПП, официальные макроэкономические индикаторы в России демонстрируют стабильность: ВВП упадет по итогам года на 3,5−4%, что лучше показателей развитых стран, но хуже, чем у развивающихся. Безработица в РФ составляет 6,1% по итогам ноября, при том, что её естественный уровень в России примерно 4,5%. Таким образом, вклад кризиса в безработицу составил не более 1,6%. Что касается доходов населения, то их падение составит 3−4%, реальные же зарплаты вырастут на 1−2%, за счет массовых тринадцатых зарплат в госсекторе, которые исказят статистику, считает эксперт. Всплеска бедности также удалось избежать: за год уровень бедности вырастет до 13,3%, то есть на 1−1,2%.

«Получается, россияне героически превозмогли кризис, смогли вернуться в топ-5 экономик мира по ППС, почти не обеднели и даже стали получать больше денег на работе. Этот подвиг мог бы войти в историю, но под конец года мы узнали, что части россиян перестало хватать денег на еду из-за резкого роста цен. Неужели это сбой в программе? В один момент мы узнаем, что при официальной инфляции в 4−5% цены на недвижимость растут на 10−15% в год, цены на отдельные продукты питания растут на десятки процентов, а правительство экстренно начинает управлять ценами в ручном режиме», — сказал Манкевич.

По мнению экономиста, хорошие официальные показатели на фоне ряда серьезных проблем говорят о том, что статистические данные формируют наиболее удобным для бюрократии образом.

«С одной стороны, мы видим, что среди органов власти главным исполнителем майских указов и всех остальных социально-экономических программ остается Росстат, который работает в поте лица для достижения нужных цифр, ловко меняя методологию подсчета таким образом, чтобы начальники поменьше рассказывали начальникам побольше о том, насколько все замечательно. Правда, все это становится до боли абсурдным, когда людям перестает хватать денег на продукты», — заявил Манкевич.