В 2013 году взаимоотношения двух соседних государств развивались по принятому десятилетие назад сценарию: политики в зависимости от конъюнктуры момента говорили дежурные фразы с острой критикой или острожной похвалой в адрес соседей, СМИ искали "врагов государства", а спецслужбы их успешно находили, бизнесмены пытались строить мосты взаимовыгоды, а народ, как тот самый кот Васька, продолжал "слушать да есть". ИА REGNUM предлагает обзор самых заметных событий во взамоотношениях Эстонии и России за прошедший год при взгляде из Таллина:

По традиции последних лет январь и декабрь 2013 года в эстонских СМИ были посвящены теме российских туристов: их с каждым годом приезжает все больше, траты россиян растут как и запросы. Если раньше эстонские СМИ больше уделяли внимания и печатных полос "замашкам чудаковатых русских", то теперь акцент в информации сместился на "они такие же как мы, европейцы". Впрочем, в отдельных публикациях по теме сохранился и прежний посыл национал-идиотизма: почему руские туристы говорят в магазинах, гостиницах и ресторанах по-русски, а не по-английски?.. По итогам 2013 года обещан очередной рекорд числа русских туристов. Так что "туристическая оккупация" Эстонии Россией - это уже свершившийся факт.

В 2013 году январь и декабрь совпали еще по одному инфоповоду: Эстонию публично назвали "космической державой", поставив, таким образом, ее в один ряд с Россией и США. Правда, при ближайшем рассмотрении выяснится, что космической державой Эстонию считают исключительно спикер парламента этой страны Эне Эргма и премьер-министр Андрус Ансип, а поводом к такому утверждению стал мини-спутник размером в кубик Рубика, созданный эстонскими студентами в свободное от учебы время. Страшно даже подумать, что скажут спикер и премьер Эстонии о статусе своего государства, если финны в 2014 году подарят эстонским силам обороны пару ракет системы ПВО 70-х годов. Военная ракетная держава, не меньше!

В ответ на объявление в России эстонского дипломата Франека Персидского "персоной нон грата" "за осуществление деятельности, не совместимой со статусом дипсотрудника" (апрель) эстонская Полиция безопасности (ПБ) в августе отрапортовала об очередной "русском шпионе" - на этот раз ветеране самой ПБ и бывшем сотруднике КГБ Эстонской СССР, ныне - пенсионере Владимире Вейтмане. Уже через два с лишним месяца его приговорили к 15 годам тюрьмы, продемонстрировав чудеса судебной скорострельности.

Впервые с 2005 года состоялась встреча премьер-министров Эстонии и России: сообщается, что 5 апреля Ансип и Медведев на заседании Совета глав правительств стран Балтийского моря в Санкт-Петербурге даже обменялись рукопожатиями и парой фраз. "Потеплело" - лирично подумали об отношениях двух стран одни, "официоз" - цинично ответили другие. Никаких заметных последствий - ни положительных, ни отрицательных - та встреча не принесла. Но благодаря пятерне Дмитрия Анатольевича Эстония официально лишилась статуса "политического изгоя" на уровне российских верхов. До сих пор из всех верхов российской власти только один Владимир Путин продолжает держать дистанцию с официальным Таллином: главы ГосДумы, Севета Федераций, Госконтроля, мэрий Москвы и Санкт-Петербурга и официальные лица попроще "эстонскую руку" уже пожали.

Этот список "контактеров" дополнил глава Русской православной Церкви, патриарх Кирилл, совершивший свой первый официальный визит в этом статусе в Эстонию 14-16 июня. Объективности ради стоит признать, что его встречи с руководством страны (лишь президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес - большой поклонник творчества Pussy Riots - проигнорировал визит главы РПЦ) были всего лишь фоном к главной цели: встрече с многочисленной паствой, освящению крупнейшего из построенных в Прибалтике за последние 100 лет православных храмов - собора в таллинском районе Ласнамяэ, визиту в крупнейший зарубежный православный женский монастырь в Пюхтице, знакомству с местным православием (которое, к слову, появилось в Эстонии на пару сотен лет раньше официальной западной церкви). Кирилл встретился и с представителями эстонского лютеранского духовенства, провел богослужение в память о депортированных и замученных диктатурами ХХ века, чем немало смутил национальные СМИ, с удовольствием цепляющие на православие дурацкие и демонстративно-неуважительные ярлыки. Значение визита патриарха Кирилла на изменение в положительную сторону массового сознания рядовых эстонцев, отравленного "мусорной антирусской мифологией", трудно не оценить.

Всю весну и лето 2013 года Эстония устами своих ВИПов, включая главу МИДа и главу комисии по международным делам парламента, уверяла, что "не сегодня так завтра" будет подписан многострадальный пограничный договор с восточной соседкой (у России нет пограничного договора лишь с двумя странами мира - с Японией и Эстонией). Для того, чтобы подписать договор, в его новый текст были даже внесены поправки, устроившие депутатов-националистов и популистов. Но ожидаемая дата подписания пограничного договора постоянно сдвигалась - сначала на лето, потом на осень. С октября те же самые ВИПы и СМИ по данной теме словно в рот воды набрали, и стало понятно: не срослось и на этот раз. Удивительным образом неофициальный отказ от подписания совпал с суетой прибалтийцев вокруг Вильнюсского саммита по программе "Восточное партнерство" и недвусмысленными заявлениями главы МИД Эстонии о том, что сначала визовую свободу с ЕС должны получать страны-участницы "Восточного партнерства" и лишь затем Россия. На этом фоне неподписанный пограничный договор выглядит как отличный предлог для отказа в безвизовом режиме для восточной соседки.

Ярость, ксенофобия и оголтелый "антипутинизм" - тиипичные черты эстонских СМИ ноября 2013 года на фоне провала Вильнюсского саммита программы Евросоюза "Восточное партнерство" и "ухода Украины" из рук евроассоциалов. "Путин украл у Европы главный приз года" - возмущение просто зашкаливало. Потом, поостыв, эстонские комментаторы даже обрадовались: Украина обошлась бы Евросоюзу слишком дорого, если пришлось брать на себя расходы по ее евроинтеграции. А Эстония уже и без того обязалась поддержать попавшую в затруднения Грецию. Так что "потеря Украины" возмущает большинство эстонцев лишь на первом эмоциональном взлете, затем они уже логично и привычно антиславянски успокаивают себя тем, что украинцы - это точно не Европа. Тем более, не Северная Европа. Просто им - если честно - обидно признавать, что Путин опять победил...

Из событий помельче отметим впервые проведенную в Эстонии общереспубликанскую презентацию российский вузов (до сих пор учились в них из Эстонии исключительно по линии соотечественников и МИДа), открытие по частной инциативе - эстонские и российские бизнесмены в странной комбинации - барельефа в Старом Таллине, посвященного... Борису Ельцину, а также нелепую телерекламу отдыха в Эстонии для россиянок, где их представили в образе распутных и вульгарных "матрешек". Плюс введение эстонскими таможенниками специальных ограничений (ау, ВТО?!) на эстоно-российской границе в Нарве, чтобы помешать местным "несунам" таскать из Ивангорода "неакцизные" сигареты, вино и бензин. Второй год подряд популярность у эстонских зрителей набирают телепередачи, так или иначе связанные с Россией: среди лидеров рейтингов передача "Возможно только в России" (нарезка смешных видео из Youtube) и эстонская версия культовой интеллектуальной-игры "Что? Где? Когда?". К слову, самыми известными эстонцами у россиян в 2013 году стали не политики, а ведьма Мэрилин Кэрро из телешоу "Битва экстрасенсов" и актер Кирил Кярро из телесериала "Нюхач"...

Особо отметим очередной идиотизм традиционного Ежегодника Полиции безопасности, в котором "левая рука не знает, что пишет правая": там был ошибочно опубликован в качестве "антиэстонского пропагандистского" портала адрес... расположенного в Волгограде пивного бара. Вот парни с кружками в руках удивились!