Коронакризис обнажил не только проблемы отечественной экономики и здравоохранения, но и затронул недостатки национальной и миграционной политики. Мигранты в условиях самоизоляции оказались наименее защищены, они лишились работы или же работая формально потеряли реальный доход.

В миграционный центр при Русско-Азиатском Союзе промышленников и предпринимателей (РАСПП) часто обращаются мигранты, в основном их проблемы похожи на один большой замкнутый круг: нет денег и работы, чтобы получить новую работу, нужно продлить патент, но на патент денег тоже нет, да и сама процедура продления технически осложнена.

Однако проблемы не лежат на поверхности, они гораздо глубже. Мигранты не интегрированы в российское общество: плохо знают культуру, язык, живут в своих общинах. Кроме того, мигранты зачастую сталкиваются с пренебрежительным отношением со стороны россиян.

«При этом, у многих мигрантов может быть специальное, высшее образование, востребованное во всех отраслях экономики России. Притом в число таких мигрантов входят врачи и медработники, которые так необходимы нашей стране в непростое сейчас время. Однако работать в России им мешает усложненная система аттестации, а работодатель просто боится брать на себя ответственность за оформление документов.

Люди должны проходить быстрее этапы разрешения документов, а стране нужно создать такие условия, чтобы мигранты хотели приехать, и стали интегрированы в систему РФ. В России также сохраняется слабая защищенность мигрантов перед законодательством и правоприменением со стороны правоохранительных органов», — подчеркивают в РАСПП.

РАСПП разработал комплекс мер, позволяющих разрешить миграционный вопрос, и тем самым снизить уровень преступности и коррупции в контролирующих органах: РАСПП предлагает возрождение рабфаков для мигрантов на базе профтехучилищ, колледжей и техникумов, где их будут обучать востребованным в народном хозяйстве специальностям на условиях финансирования со стороны государства.

Тогда иностранец, который с отличием заканчивает такой рабфак, получает патент без необходимости оплаты государственной ежемесячной пошлины на один год, и, если в течение этого года он не совершает правонарушений, может претендовать на получение разрешения на временное проживание на три года без квоты. В миграционном центре разрабатывается еще ряд инициатив, которые мы готовы озвучить после проработки. Эти меры позволят повысить качество миграции и поощрять иммигрантов с наивысшим потенциалом интеграции в российское общество, уверены в РАСПП.

Притом проблемы есть не только у мигрантов, но и у работодателей. По тем или иным причинам владельцы бизнесов заинтересованы в привлечении мигрантов, но просто боятся этого делать, потому что не знают как правильно оформить мигрантов, в то время как штрафы за нарушение миграционного законодательства составляют от 450 тысяч рублей до 1 млн за одного неправильно оформленного мигранта.

«В нашей практике часто случаются подобные обращения, и мы помогаем таким работодателям, после чего бизнес у таких предпринимателей начинает идти в гору, а причиной тому служат правильно подобранные кадры из числа мигрантов. Так как проблема дефицита рабочей силы является насущной для российской экономики, а демографическая ситуация не внушает оптимизма», — говорят в РАСПП и предлагают в рамках проекта «Мой бизнес» проводить обучающие мероприятия для российских работодателей по вопросам миграционного законодательства и найма мигрантов.

Данная мера, полагают инициаторы, позволит снизить объем нелегальной миграции и правонарушений со стороны работодателей в отрасли, а также приведет к упрощению процедуры интеграции мигрантов в российское общество.