Комитет Госдумы по природным ресурсам рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект о крабовых аукционах. Однако регионы законопроект не поддерживают, видя выпадающие многомиллионые доходы, а экспертное сообщество не без оснований опасается отказа от «исторического принципа» при добыче других водных биологических ресурсов.

Второе чтение законопроекта намечено на 9 апреля, в окончательном третьем чтении закон предварительно планируется рассмотреть до 12 апреля.

Читайте также: Крабом по регионам: Госдума намерена поддержать новые квоты

Принятым в первом чтении правительственным законопроектом устанавливаются квоты добычи (вылова) крабов, которые предоставляются в инвестиционных целях.

Доработали

В редакции, принятой Госдумой в первом чтении, предусматривалось, что доли квот закрепляются за пользователями на 10 лет по результатам проведения аукционов. В принятых ко второму чтению поправках предлагается увеличить этот срок с 10 до 15 лет, что, по мнению авторов, позволит обеспечить долгосрочное планирование бизнесом своей деятельности и усилит доверие со стороны финансово-кредитных организаций.

Также предлагается законодательно закрепить, что инвестиционный объект должен быть реализован не в трехлетний срок, а в срок не более пяти лет с даты заключения договора о предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестцелях.

Действие разрешения на вылов краба может быть приостановлено Росрыболовством, если есть основания для досрочного расторжения договора о предоставлении доли квоты вылова крабов в инвестиционных целях, до вступления в законную силу соответствующих судебных решений.

Кроме того, устанавливается электронная форма аукциона по продаже права на заключение договора по квоте на вылов краба.

Новый этап

Сразу после заседания комитета Госдумы по природным ресурсом прошли парламентские слушания, где участники обсуждали плюсы и минусы «исторического принципа», что еще больше усилило подозрения в отказе от него не только в сфере добычи краба, но и в добыче иных биоресурсов.

«Государство выполнило свои обязательства, — отметил глава комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев («Единая Россия»). — Насколько эффективен «исторический принцип»? На мой взгляд, ситуация, сложившаяся на крабовом рынке, когда государство получает около 1% от оборота в отрасли, несправедлива. Нам не нужен такой «исторический принцип», который из года в год усугублял ситуацию».

При этом Николаев попытался успокоить экспертов, сообщив, что такая «ревизия» ситуации идет не только в сфере добычи биоресурсов, но и в сфере лесопользования и в сфере энергетики.

Глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что «исторический принцип должен иметь правильную основу». Он напомнил, что когда «исторический принцип» был придуман, предусматривалась возможность «долгосрочного планирования для компаний для того, чтобы они могли стабильно развиваться, повышать условия труда, модернизировать береговую инфраструктуру и вкладываться в строительство современных судов».

Шестаков считает «исторический принцип» важен, «его необходимо сохранять в тех направлениях, в которых идет инвестиционное развитие, в тех отраслях, где задачи, поставленные правительством, выполняются».

"Исторический принцип» себя оправдал

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин указал, что принятие такого закона — «максимальное унижение российского парламентаризма».

"Сначала приняли бюджет без нормативных актов, а теперь в 10 дней, которые потрясут не мир, а отрасль, пытаемся эти 40 млрд рублей узаконить. Это статистическая погрешность для федерального бюджета. Если бы повысилась плата за использование ресурсов для регионов, то та же сумма была бы», — заявил экономист.

Он также обратил внимание на отрицательную реакцию приморских регионов, это дало основание эксперту говорить о сепаратизме, он назвал инициативу «дискредитацией правительства и власти как таковой».

«Озвучивались данные, что есть распоряжение, что перейдет на рыбу, а замминистра официально сообщает, что на рыбу не распространяется», — сказал Делягин, назвав квотирование краба раскулачиванием и выступив за сохранение «исторического принципа».

«Исторический принцип» действует во всем мире. Вопрос зарплат не имеет к этому отношения, как и глобальное потепление. Аукционный принцип мы помним из нулевых — победят квотные рантье… Закон возвращает в начало нулевых, мы возвращаем отрасль — пусть с рюшечками — в ту катастрофу, которая была в начале нулевых», — заявил Делягин и сравнил с пересмотром итогов приватизации.

Он также указал на отсутствие оценок последствий принятия закона.

Тайный и затратный

В ходе дискуссии вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова («Справедливая Россия») возмутилась закрытым обсуждением законопроекта.

«Закон покрыт секретной тайной… Я против законопроекта по одной причине: хотела бы увидеть аргументы, математическую оценку рисков регионов. Мы слышим, что у регионов огромная проблема с бюджетами, законопроект, в первую очередь, отнимет деньги у регионов», — заявила Епифанова.

Парламентарий сослалась на данные ВШЭ, которая рассчитала максимальный размер выставляемых квот в 28%.

«Вывод прост: превышение оптимального размера приведет к заметному снижению поступлений в бюджет… Регионы теряют в суммарном количестве больше, чем получит федеральный бюджет, который будет вынужден субсидировать», — указала она.

«Ловушки»

Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев обозначил уязвимые моменты закона. Прежде всего, он обратил внимание на увеличение до 15 лет срока «пользования» квотами, а также на увеличение сроков реализации инвестпроекта.

«Законопроект основывался на десятилетнем договоре, увеличение до 15 лет приводит к снижению бюджетной эффективности как минимум на 20 процентных пунктов. Увеличение сроков реализации инвестпроекта с трех лет до пяти лет означает, что в распоряжение предприятий попадает 65−70 млрд рублей. Было бы правильнее оставить три года для реализации проекта», — заявил эксперт.

При этом он приветствовал решение проводить аукционы в форме электронных торгов, но обратил внимание на «ловушку».

"В качестве организатора выступает федеральный орган в области рыболовства или привлеченная специализированная организация», — заявил Зверев, высказав опасение, что организовать торги можно будет так, что будет невозможно ввести информацию о новом участнике аукциона, «в результате победить может одно предприятие».

Замглавы ФАС Андрей Цариковский тут же заверил участников слушаний, что ФАС — «сторонник того, чтобы аукционы проводились на площадках госзаказов».

«Мы не любим торги, которые проводят организации… Электронные торги контролируются великолепнейшим образом… Часто мы вмешиваемся в эти торги, определяем, когда были нарушения», — добавил представитель ведомства.

Новые налоги

Отрасль готова к повышению налогов, но не надо резко менять правила для отрасли, едва ставшей маржинальной, заявил директор Архангельского тралового флота Алексей Заплатин.

«Если ставка налога низкая, измените Налоговый кодекс — мы будем платить столько, сколько надо. Зачем рубить курочку, которая несет золотые яйца? Это производство, профессионалы приходили к этому пять лет, пять лет это был не маржинальный бизнес», — отметил он.

Эксперт возмущен тем, что дискуссия построена на ложных постулатах — авторы инициативы в пользу принятия закона приводили аргументы, что зарплаты в отрасли низкие, флот — старый и так далее.

«Официальные зарплаты у рыбаков 800 тыс. рублей в месяц. Наш флот, российский на северо-западе, не уступает ни исландскому флоту, ни норвежскому флоту, ни в техническом оснащении, ни в заработных платах, ни в чем, иначе бы нас давно уже съели. На инвестиции консорциума суда строятся, краболов спущен на воду. Я хотел бы справедливости для рыбаков, но не надо нас грязью поливать», — заявил Заплатин.

Он уверен, что с принятием закона «придут новые люди, у которых нет опыта работы и последствия будут ужасными».