Законопроект, меняющий порядок распределения квот на вылов краба, Госдума обсудит в первом чтении на пленарном заседании 4 апреля. Участники обсуждения опасаются, что нормы закона не ограничатся крабовой отраслью, а также видят риски бюджетам всех уровней.

Законопроект предполагает, что квоты на вылов краба распределяются между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в долевом соотношении по результатам проведения аукциона в размере до 50% общего допустимого улова крабов. Доли квоты закрепляются и предоставляются на 10 лет на основании договора. ФАС настаивает на электронных торгах. Перечень видов крабов и районов их добычи, а также перечень объектов, которые будут построены в рамках инвестиционных обязательств, определяются правительством РФ. Инициатива вызвала широкий общественный резонанс, предложение правительства получило отрицательные отзывы от регионов Дальнего Востока и Севера.

Зачем отказываться от «исторического принципа»

В ходе обсуждения глава Росрыболовства Илья Шестков отметил, что сейчас рентабельность в добыче краба составляет до 100%, а действующие краболовные суда устарели, их средний возраст составляет порядка 30 лет, а серьезных инвестиций за последние годы непосредственно в области добычи крабов не наблюдалось.

Формула квот

В ходе дискуссии вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова («Справедливая Россия») возмутилась, что решение по крабам в правительстве принималось кулуарно, и попросила у Шестакова «формулу, из которой возникли эти 50%», почему именно 50%, а не 20%.

Отвечая на вопрос, глава Росрыболовства Илья Шестаков отметил, что предложенный Госдуме вариант — компромиссный.

«Если говорить о 50%, то правительство посчитало, что это компромиссный вариант, обсуждалась возможность реализации 100% квот краба, но было принято такое компромиссное решение», — сказал глава ведомства.

«Формулы расчета 50%, как вы понимаете нету, чисто математически», — отметил он.

«Мы никакой формулы не делали для расчета 50%», — еще раз подчеркнул глава ведомства.

Кулуарное решение

Глава Росрыболовства Илья Шестаков отверг тот факт, что обсуждение носило закрытый характер, и не видит «никаких нарушений»: по его словам, «проходило большое число круглых столов, было достаточно серьезное обсуждение, но сейчас мы говорим о том, что идет согласно той процедуры, которая предусмотрена законодательством: правительство официально внесло законопроект в Госдуму».

Со своей стороны глава комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев («Единая Россия») указал Шестакову на ожидание «более открытого диалога с правительством на этапе принятия тех или иных решений», что «будет вестись диалог в том числе в регионах».

Только ли краб?

Глава Росрыболовства Илья Шестаков заверил, что правительство не намерено распространять «крабовую» систему распределения квот на добычу других биоресурсов. Но где гарантии?

Вместе с тем в ходе обсуждения глава комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев («Единая Россия») допустил «оговорку».

"Мы говорим пока не о всей рыбной отрасли. Краб — это отдельно взятый сегмент рынка, который является исключительно наиболее маржинальным».

Одновременно его коллега по фракции, депутат Госдумы Константин Слыщенко («Единая Россия») обратил внимание на распоряжение правительства РФ (от 16 августа 2018 года № 1697) за подписью Дмитрия Медведева, где речь идет не только о крабах. В документе, по его словам, предусмотрено перераспределение рыбных квот. Парламентарий поинтересовался, будут ли изменения в распоряжении — «пока будет существовать данный документ, пока будут рыбаки его читать, будет возможность перераспределение не только крабов, но и рыбы».

К чему спешка?

В ходе обсуждения участники неоднократно обращали внимание на сжатые сроки обсуждения законопроекта.

«К чему такая спешка? Мы на комитете принимали решение получить отзывы (на законопроект) до 19 апреля, а тут вдруг меняем на 30 марта. Мы куда-то торопимся?» — задал вопрос депутат Госдумы от «Справедливой России» Сергей Крючек.

Спешка нужна из-за особенностей бюджетного процесса, считает глава комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев.

Угрозы

Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных организаций, экспортеров и предпринимателей (ВАРПЭ) Герман Зверев указал на угрозы от принятия закона, ведь риски различных махинаций велики:

«Как минимум шесть лет можно пользоваться ресурсом в 350 млрд рублей, на выходе не построить заявленные объекты, заплатить символическую банковскую гарантию».

Законопроект предлагает распределение ресурсов, передачу пользователю ресурс, который в течение 10 лет позволит генерировать прибыль в 350−360 млрд рублей, но в законопроекте абсолютно не заложены средства защиты от злоупотреблений. На сегодняшний день законопроект открыт для таких махинаций, которые позволят заявиться, получить по результатам аукциона квоту, не построить объект, который пока вообще никак не поименован.

Регионы против: удар по бюджетам

Категорически против принятия закона выступила член Совфеда Елена Афанасьева. Она обратила внимание на позицию приморских субъектов РФ.

«Хочу сказать, что представители регионов в лице исполнительных и законодательных органов власти, особенно приморских регионов, говорят, что такой законопроект принимать нежелательно. У меня есть письма из Хабаровского края, Магадана, Мурманска, Камчатки, Карелии, Сахалина и других заксобраний приморских регионов», — заявила Афанасьева.

Регионы обеспокоены сокращением рабочих мест, потерями бюджетов — от 100 млн до 500 млн рублей, указала сенатор.

«Также регионы озадачены, что будет с бизнесом, ни мелкий, ни средний бизнес в этой сфере не выживет — у них просто нет денег на эти аукционы», — подчеркнула парламентарий.

Также, говоря о бюджетных рисках, Афанасьева высказала обеспокоенность тем, что победитель крабовых аукционов может и вовсе подпасть под санкции. Вероятно, сенатор намекнула на взаимосвязь основного бенефициара этой истории (Русской Рыбопромышленной компании) с миллиардером Геннадием Тимченко.

Как ранее писали СМИ, капитал этой организации на 95,43% принадлежит 36-летнему Глебу Франку — сыну бывшего министра транспорта и действующего руководителя госкорпорации «Совкомфлот» Сергея Франка. Кроме того, основной владелец РРПК приходится зятем миллиардеру Геннадию Тимченко. Что будет в случае создания в России подконтрольной Глебу Франку рыбной монополии? Если сегодня заработанные в крабовой отрасли деньги идут на строительство судов и заводов, а также на обеспечение работой и зарплатой десятков тысяч жителей приморских регионов, то завтра эти средства вполне могут оказаться на счетах в иностранных банках. Геннадий Тимченко с 2014 года находится под санкциями. На Западе есть мнение, что санкции необходимо распространить и на членов его семьи. Когда это случится, продукцию с предприятий Глеба Франка перестанут покупать за границей, а его иностранные счета будут заморожены. Тысячи тонн краба сгниют на складах. Вот уж прибыль будет. Ни налогов, ни строительства судов, ни экспорта, ни валюты. Европа и Америка без нашего краба проживут, а что будет с внутренним рынком, который не сможет потребить такой объём ресурса?

«Когда кто-то попадет под санкции, то не сможет этого краба продавать за границу, и государство начнет его дотировать. Это будет совсем уже просто жуть», — прогнозирует сенатор.