За последние 4 года, пока комиссия по надзору за финансовым рынком (FKTK) оценивала модель развития бизнеса 12 банков, в латвийском банковском секторе произошли существенные изменения. Об итогах латвийской банковской реформы в интервью программы «Домская площадь» Латвийского радио 4 рассказала представительница FKTK Иева Уплея.

Как отмечает Уплея, реформа была запущена в 2016 году, тогда Латвийская Республика вступила в так называемый «клуб развитых стран», став членом Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD).

«С тех пор стремительно и радикально изменилась база клиентов, Латвия отказалась от обслуживания «рискованных» денег иностранных клиентов. В прошлом году мы отказались от сотрудничества с подставными компаниями. Конечно, банки пересмотрели свой подход к ведению бизнеса — с какими клиентами из какой страны следует работать. Все перечисленные действия работают на снижение рисков в банковской сфере», — рассказала Иева Уплея, отметив, что финансовый сектор Латвии «больше не такой рискованный».

За время реформы в Латвии некоторые банки были вынуждены кардинально изменить свою бизнес-модель, а в отдельных случаях — закрыться. Данный факт, по мнению представительницы FKTK, не свидетельствует о вмешательстве государства в частный бизнес.

«Вмешательство в бизнес?! Нет, такое нормативное регулирование существует по всей Европе. За деятельностью банков следят везде. Регулирование у нас в стране схоже с другими странами Еврозоны. Это особый бизнес, который должен быть под государственным наблюдением, так как он привлекает средства людей», — пояснила представительница FKTK.

Ранее председателя FKTK Петер Путниньш заявил, что «в течение ограниченного времени латвийский финансовый сектор покинули более 10 млрд евро зарубежных клиентов».

Читайте также: Латвия может попасть в финансовый «серый список»

Уплея объяснила, почему это «хорошая новость». По словам Уплеи, клиенты, покинувшие финансовый сектор Латвии, квалифицируются как «неисследованные», а их деньги — «с высоким риском». Она отметила, что латвийские банки самостоятельно отказались от сотрудничества с такими клиентами, так как они могут нанести урон их репутации.

«Хорошо это или плохо?! В том смысле, что теперь у нас новая бизнес-модель банковского сектора и мы можем начать новый цикл развития банковской сферы, — мы можем заявить международным партнерам, что изменились, произошла существенная зачистка — это хорошо», — добавила представительница FKTK.

Читайте также: Прибалтика как отмывочная денег: скандалы в Danske и Swedbank

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в начале 2018 года Латвию потряс банковский кризис. Из-за ареста главы Центробанка и ликвидации коммерческого банка ABLV Bank репутация страны была уничтожена.

Читайте также: Новый премьер Латвии назвал «геополитическую ориентацию» правительства

Затем экспертный комитет Moneyval дал критическую оценку Латвии, которая недостаточно борется с отмыванием денег. В связи с этим Латвия была признана государством высокого риска международной сетью обмена банковской информацией SWIFT.

Напомним также, что новое латвийское правительство Кариньша взяло четкий курс «на борьбу с отмыванием денег» согласно требованиям Комитета экспертов Совета Европы. Им уже подписано распоряжение «о проведении кардинальных реформ в сфере надзора за отраслью», которое предусматривает исключение из финансового сектора банков, которые не ведут борьбу с финансовыми преступлениями

Читайте также: Гордая Прибалтика оказалась денежной стиральной машиной