Отток капитала из РФ выгоден российскому правящему классу, так как обеспечивает ему низкий курс рубля и двукратную выручку, считает доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук Олег Комолов. Об этом он заявил 22 февраля корреспонденту ИА REGNUM, комментируя новость о том, что за январь 2019 года государственный долг России сократился на 1,5 млрд долларов.

«По сути дела, у России почти нет внешнего долга, — сказал Комолов. — Что значит чистый внешний долг? Это значит разница между внешними обязательствами и активами в иностранной валюте. Если мы сравним эти долги с государственными резервами, которые есть у правительства и Центрального банка, которыми можно эти долги покрыть, то сумма будет или нулевая или мизерная».

При этом экономист обратил внимание на то, что, если сравнить РФ с остальными странами БРИКС и со многими периферийными экономиками, то можно обнаружить одну общую черту — объёмы внешнего долга у менее развитых стран гораздо меньше, чем у государств, формирующих мировой капиталистический центр.

«США, Великобритания, Нидерланды, Германия, Австрия и Япония — страны с очень большим внешним долгом относительно ВВП, — констатировал Комолов. — Получается странная картина — бедные страны долгов не имеют, а богатые в долгах. Это не соответствует бытовому понятию «должник», то есть бедный человек. А кто дает в долг богатым странам? Как раз менее развитые. Например, российские активы вложены в ценные бумаги и облигации западных стран. Раньше в американские облигации, а сейчас во время политического кризиса куда-то в другие юрисдикции (Центробанк не признаётся, куда именно). Скорее всего, это какие-то облигации европейских развитых стран».

Таким образом, как объяснил Комолов, и обеспечивается глобальный переток капитала из периферии в центр.

«И это один из важных инструментов неэквивалентного обмена, который сводится к тому, что развитие богатых стран, стран центра, осуществляется за счёт ресурсов, которые они отчуждают у менее развитых стран, — подчеркнул экономист. — Как это происходит? Почему правительство РФ отказывается привлекать внешние долги? Казалось бы, очевидно, что внешний долг — нормальный макроэкономический инструмент, который позволяет в трудные времена привлечь средства и запустить их в инфраструктуру, в промышленность. Но внешний долг в РФ не привлекают намеренно. Это не рассматривается вообще в качестве инструмента макроэкономической политики».

Такое положение дел, как считает Комолов, объясняется тем, что важным элементом российской экономики, как, кстати, и любой периферийной, является отток капиталов.

«Отток капитала для правящего класса РФ — это вещь позитивная, так как позволяет снизить предложение доллара на российском валютном рынке и тем самым укрепить его курс, а значит ослабить курс рубля, — сказал экономист. — Это, как известно, очень выгодно экспортёрам, которые получают двукратную рублёвую выручку и таким образом могут и налоги этими деньгами заплатить, и расплатиться с рабочими, и не понести никаких издержек. Они практически получают деньги из воздуха, а точнее из карманов других участников экономики, по которым бьёт этот низкий валютный курс. Так вот, привлечение внешнего долга в этих условиях означает обратную тенденцию. Чем больше внешних долгов привлечёт российское государство в долларах, тем больше будет долларов внутри страны, а значит, это будет оказывать давление на курс доллара, будет способствовать его удешевлению, а это невыгодно правящему классу. И не только в РФ, а во всех экспортно-ориентированных экономиках».

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, по данным Минфина РФ, за месяц госдолг России сократился на 1,5 млрд долларов. По состоянию на 1 февраля 2019 года объём государственного долга РФ составил 47,6 млрд долларов, хотя месяцем ранее показатель был равен 49,1 млрд долларов. Большая его часть приходится на облигации внешнего займа, размер которых составил более 35 млрд долларов. Следом идут государственные гарантии РФ в иностранной валюте — 11,5 млрд долларов. Остальные категории долгов не превышают одного млрд долларов.