Законопроект, предусматривающий введение аукционных квот в сфере добычи краба, в течение года вызывает бурные протесты среди рыбаков. По мнению представителей отрасли, реформа распределения квот на этой сфере не остановится и в перспективе распространится на всю рыбную отрасль России, тем самым вернув её в плачевное состояние начала 2000-х годов. Тем не менее концепция законопроекта продолжает рассматриваться федеральными органами власти, а для её общественного обсуждения, по мнению представителей отрасли, создаются многочисленные препятствия.

О том, с каким трудностями сталкиваются промышленники при обсуждении концепции нового законопроекта, журналистам рассказал исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума (СЗРК) Сергей Несветов накануне заседания рабочей группы по мониторингу принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами в области рыболовства и аквакультуры, которое прошло 21 февраля в Совете Федерации.

Недопущенные представители отрасли

Мероприятие было организовано заместителем председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергеем Митиным.

«Почему-то не хотели видеть уважаемые сенаторы никого из регионов. Я знаю, что из Архангельской области звонили и просили пригласить (на заседание), поскольку этот закон касается их напрямую. В том числе было ходатайство, чтобы меня как директора системообразующей организации Архангельской области также пустили на это мероприятие. К сожалению, я сейчас проверил — пропуска нет. В приёмной Сергея Герасимовича Митина мне сказали, что пускать меня не собираются. Причин названо не было», — заявил Несветов.

По его мнению, это свидетельствует о том, что в Совете Федерации не хотят слышать мнение, отличное от мнения сенаторов.

«Есть ощущение, что решение уже принято и его нужно просто утвердить. Видимо, очень не хочется слышать мнение от регионов, мнение рыбаков, мнение общественных организаций, мнение бизнеса. Оно отрицательное — это известно. Скорее всего, есть желание провести это мероприятие кулуарно, тихо и гладко», — считает он.

В самой отрасли с документом ознакомиться смогли лишь 4 февраля, когда он появился на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, отметил Несветов. До этого вся информация распространялась на уровне слухов, при этом чиновники долгое время утверждали, что такого законопроекта вовсе нет. Теперь же документ стал доступен для общественного обсуждения, однако параллельно с этим комитет Совета Федерации уже проводит заседание рабочей группы.

«На самом деле он был, но был секретным. Когда его рассекретили и мы его прочитали, никто не понял, что же там было такого секретного. Ни одного слова, хоть как-то напоминающего государственную тайну, там нет. Видимо, он был секретный для того, чтобы не дать рыбакам вовремя ознакомиться с ним и не дать повода для беспокойства», — пояснил исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума.

Повод для беспокойства, однако, от этого не исчез: исторический принцип, который вывел отрасль за последние пять лет в «лидеры хит-парада отраслей Российской Федерации», собираются заменить, видимо, аукционами образца 2001−2003 годов. Это вызовет крупные дополнительные расходы у множества производителей: с 1 января 2019 года вступили в силу новые договоры по действующему законодательству на 15 лет. Если же в силу вступит новый закон, то предприятия лишатся 50% квот.

«Многие компании уже купили их один раз на аукционах, сейчас будут ещё одни аукционы. Всё это больше похоже на передел, чем на вдумчивую законотворческую деятельность», — пояснил Несветов.

Он напомнил, что именно такие аукционы привели в начале 2000-х годов к фактическому развалу отрасли, низкому уровню инвестиций, убыткам и засилью иностранного капитала, браконьерству. В 2004 году был введён исторический принцип, когда у компаний появился горизонт планирования — при выполнении всех норм законодательства и правил рыболовства компания гарантированно получала на следующий период квоту и получила возможность планировать свою деятельность.

Аналогичную точку зрения корреспонденту ИА REGNUM высказала и исполнительный директор «Ассоциации краболовов севера» Татьяна Соколова. Она отметила, что у представителей отрасли до сих пор нет возможности получить разъяснения от тех, кто согласовывал данный документ, а комитет по агропромышленному комплексу совета федерации ведёт себя крайне непоследовательно.

«Я лично письменно обращалась к председателю комитета Майорову и руководителю рабочей группы Митину с просьбой дать возможность принять участие в сегодняшнем заседании и выступить. Ответа я не получила, а из разговора с помощниками стало понятно, что руководителей ассоциаций, представляющих рыбный регион, видеть не желают. Мне было сказано, что я не должна высказывать своё мнение, если оно идёт вразрез с мнением комитета», — указала она.

По мнению представителя отрасли, комитет просто не хочет признавать, что закон резонансный — о чём говорит общественность, рыбопромышленники и жители отдаленных приморских регионов.

Заседание рабочей группы

Впрочем, на самом заседании, по словам Митина, регионы были представлены достаточно: присутствовали заместитель губернатора от Сахалина, заместитель губернатора от Архангельской области, члены Совета Федерации от Архангельской и Мурманской области. Позже, отвечая на вопросы журналистов, Сергей Митин подчеркнул, что приглашения якобы были разосланы всем заинтересованным лицам и «все желающие и все, кто мог, пришли и выступили, мы никому не отказывали в выступлениях».

Прокомментировать жалобы представителей отрасли, которые писали официальные заявления, но не попали в списки, Митин, впрочем, не смог, сославшись на свою неосведомлённость.

В любом случае, даже с учётом отсутствия ряда критически настроенных к идее законопроекта представителей отрасли, никакой поддержки реформа распределения квот в сфере добычи краба на заседании не получила.

Спешку и непоследовательность в работе над концепцией законопроекта отметили и непосредственно в ходе заседания рабочей группы. Как указала член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева, в настоящее время в ходе общественного обсуждения на портале нормативных правовых актов 623 голоса поданы против концепции законопроекта и всего 7 — за. Однако в связи с тем, что Минсельхоз оценивает данный законопроект как документ «средней степени регулирующего воздействия», сокращаются и сроки общественного обсуждения, констатировала она.

«Учитывая срок, который отведён на обсуждение судьбы достаточно важного законопроекта для рыбной отрасли, на мой взгляд, всего лишь будет имитировать общественное обсуждение, но не являться таковым по сути», — подчеркнула сенатор.

В принципе, документ и вовсе мог не появиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, если бы не усилия некоторых членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, добавила она.

Последствия

Между тем бывший заместитель министра сельского хозяйства Владимир Измайлов, также присутствовавший на заседании, отметил ряд явных негативных последствий, которые произойдут в случае принятия законопроекта в том виде, в каком он был представлен на суд общественности.

По его словам, в концепции законопроекта упоминается в качестве положительного эффекта реформы получение государством дополнительных средств. Но даже эти ожидаемые доходы вызывают большие сомнения. Между тем возрастающие издержки на ведение бизнеса закономерно приведут к очередному переделу собственности в отрасли — в том числе, возможно, и в пользу иностранного капитала.

«Там говорится, что мы получим около 80 млрд дополнительных средств — это, во-первых, не факт, а во-вторых, не учтено, что мы потеряем налоги, и в первую очередь налоги субъектов, поскольку себестоимость этого краба резко возрастёт», — указал Измайлов.

«Денег у многих будет не хватать, мы пойдём к иностранцам потому, что основной объём мы продаём за рубеж — более 90% краба. Это тоже нельзя сбрасывать со счетов», — предостерёг он.

Наконец, опыт проведения аукционов начала 2000-х годов наглядно показал, что те предприятия, которые получили очень маленькие квоты или не получили вовсе, могут приступить к браконьерству.

«Мы от этого никуда не денемся, поскольку у них мощности будут, квот будет не хватать, свести концы с концами они не смогут и будут вынуждены идти на браконьерство. Особенно хотелось бы обратить внимание, что мелкие предприятия, которые сегодня ловят, живут на этом крабе, и компенсируют другие промыслы, которые они ведут», — добавил он.

Законопроект без цели и задач?

Участники заседания пришли к выводу, что в текущей редакции концепция законопроекта совершенно не проработана: нет расчётов ни по объёмам выпадающих доходов регионов, ни по перспективам малого и среднего бизнеса и предприятий, у которых не останется свободных средств для участия в аукционах.

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев отметил, что в пояснительных материалах нет анализа рынка крабовой продукции и, таким образом, элементарно отсутствует основание для разработки законопроекта.

«В пояснительной записке отсутствует базовая информация для учёта последствий законопроекта. Предполагается изменение хозяйственно-финансовых условий для предприятий, осуществляющих добычу и вылов краба, но не указывается ни число таких предприятий, ни их выручка, отсутствуют критерии «экономической эффективности» как таковой, не перечисляется, какие показатели для рыбной отрасли недостаточны», — указал Зверев.

«Ну и самое главное — это, конечно, целеполагание законопроекта. Авторы законопроекта утверждают, что он направлен на повышение экономической эффективности. Но перечень инвестиционных объектов, категорий, которые должны быть построены за счёт нового вида квот, в законопроекте отсутствует. Следовательно, у законодателя будет отсутствовать способ измерения этого законопроекта», — подчеркнул он.

«Рыбные рантье»

Член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева отметила и множество других недостатков в документе. Так, концепция законопроекта предусматривает, что при проведении аукционных торгов на победителя аукциона будет возлагаться обязанность по реализации проектов по строительству на территории РФ объектов, перечень которых устанавливается правительством.

«Интересно как! Если мы понимали инвестиционные квоты, там понятно: постройте суда и постройте заводы, — то теперь что это за объекты на территории РФ? Как они будут соотноситься с рыбной отраслью или хотя бы приморскими территориями? Или мы будем там зарабатывать деньги, а объекты строить непонятно какие, государственные дачи? Вопрос очень важный, потому что перечня этих объектов мы на сегодняшний день тоже не видим», — заявила Афанасьева.

Наконец, предлагаемая система аукционов не предполагает никаких механизмов, которые бы гарантировали, что победителем не окажется участник с недостаточным количеством судов и рабочих рук. Иными словами, возникает риск возникновения «рыбных рантье» — тех, с кем в отрасли упорно боролись на протяжении последних 15 лет.

«В документе указано, что предлагаемые решения не окажут негативного влияния на достижение целей государственных программ РФ. Никаких расчётов по этому поводу нигде нет. В законе они просто не приведены, и в пояснительной записке их нет», — указала Афанасьева.

По её мнению, законопроект совершенно не проработан с точки зрения соответствия другим нормативным правовым актам и может привести к серьёзнейшим последствиям, вплоть до разбирательств с владельцами предприятий в судебном порядке. При этом озабоченность выражают и представители крупного бизнеса, которые уже вложился в строительство новых судов и разработал перспективные планы, а теперь рискует прогореть на своих инвестициях.

Итоги

Участники совещания пришли к выводу, что необходимо дождаться итогов публичного обсуждения, а также оценки регулирующего воздействия со стороны Министерства экономического развития. С необходимостью строго определить цели законопроекта согласился и сам заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.

В беседе с журналистами он пообещал, что законопроект будет неоднократно обсуждаться с привлечением представителей из Дальнего Востока и северных регионов. Он отметил, что в концепции законопроекта «необходимо более чётко проработать финансовые основания», и после того как все эти документы будут получены, рассмотрены на правительственной комиссии, рабочая группа уже сможет дать более чёткие и ясные предложения по корректировке предлагаемых норм.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о преждевременности проведения заседаний рабочей группы до окончания процедуры общественного обсуждения, Митин указал, что «на этапе формирования законопроекта рабочая группа как раз даёт предложения и своё видение, какие изменения в разрабатываемый закон необходимо внести».

Однако дать чёткий ответ по поводу целей самого законопроекта сенатору так и не удалось. Он указал, что законопроект разработал Минсельхоз, и ясного ответа о тех задачах, которые должен решить законопроект, от министерства так и не получено. Однако сенатором было выдвинуто несколько предположений, как законопроект может быть использован на пользу общества.

Митин напомнил, что объём крабовых квот составляет 102 тыс. тонн, но 90% из этого объёма уходит на экспорт.

«Быть может, этот законопроект должен быть сориентирован на то, чтобы несколько перенаправить этот поток ценного, важного и полезного продукта», — предположил он.

Митин отметил, что комитет должным образом рассмотрит негативные отзывы на концепцию законопроекта из регионов. В то же время, почему нельзя решить, например, проблему наполнения внутреннего рынка крабами в рамках действующего законодательства, осталось всё равно непонятным.

«Хороший вопрос. Надо подумать, как это сделать, решается это целым рядом факторов. Сегодня мы об этом задачу и ставили», — заключил он.