Комитет Госдумы по бюджету и налогам отказался поддерживать правительственный законопроект о новых нормах оценки долговой устойчивости регионов РФ до получения разъяснений от Минфина и перенес рассмотрение инициативы на неопределенный срок, передает корреспондент ИА REGNUM 18 февраля.

В частности, глава комитета Андрей Макаров («Единая Россия») высказал опасения, что прогноз Минфина по росту совокупного госдолга регионов может привести к тому, что субъекты РФ не смогут не только реализовывать национальные программы, но и элементарно профинансировать свои социальные расходные обязательства. Это, в свою очередь, грозит невыполнением указа президента РФ Владимира Путина.

Что предлагали

Речь идет о законопроекте, который разделяет регионы на три типа в зависимости от состояния их долговой нагрузки. Так, регионы могут иметь высокую, среднюю и низкую долговую устойчивость.

Минфин предложил определённую методику, чтобы определять, к какому типу относится тот или иной регион. Регионами с высокой долговой устойчивостью (группа А) будут те субъекты РФ, объем долга которых не превышает 50% от доходов. Кроме того, размер ежегодных выплат по погашению и обслуживанию долга в таких регионах может быть 13% и менее от всех доходов и дотаций. При этом средства, которые регион направляет на обслуживание долга, не должны превышать 5% от расходов. Такие регионы получат право не согласовывать с Минфином программу займов и гарантий.

Регионами с низкой долговой устойчивостью (группа С) будут считаться субъекты РФ с соотношением объёмов долга и доходов 85% и выше. В опасной зоне также будут те регионы, которые тратят на погашение и обслуживание долга более 18% дотаций и больше 8% расходов. Такие субъекты смогут брать госзаймы исключительно для рефинансирования долга, а план восстановления платежеспособности надо будет согласовать с Минфином.

Регионами со средней долговой устойчивостью (группа Б) будут считаться субъекты с промежуточными значениями. Им придётся согласовывать программу госгарантий и займов с Минфином РФ.

Что прогнозируют

В ходе заседания комитета замминистра финансов РФ Сергей Сторчак отметил, что в группу С, то есть в наиболее уязвимые с точки зрения долговой устойчивости, пока попадают только четыре субъекта РФ. Среди них — Еврейская автономная область, Республика Мордовия, а также Псковская и Орловская области. При этом, отметил он, абсолютное большинство регионов соблюдают пороговое значение показателя, имея возможность обслуживать свои обязательства без ущерба для других направлений расходов бюджета.

Вместе с тем, по прогнозу Минфина, совокупный госдолг субъектов РФ в 2019—2021 годах вырастет почти на 1 трлн рублей. Если на 1 января 2019 года он достигал 2,2 трлн рублей, то к 1 января 2022 года вырастет до 2,9 трлн рублей. Как отмечают в Минфине, рост госдолга регионов прогнозируется на фоне необходимости финансирования регионами социальных расходных обязательств. Другими словами, средства уйдут на выплату зарплат и финансирование льгот.

Как отметил Сторчак, такую цифру в Минфине получили благодаря тому, что свели все имеющиеся бюджеты регионов на 2019−2021 годы и сложили результаты.

Читайте также: За месяц госдолг регионов РФ вырос на 151 млрд рублей

Чего опасаются

Профильный комитет Госдумы отказался выносить законопроект на голосование. Как пояснил в ходе заседания глава комитета Госдумы Андрей Макаров, к законопроекту «возникает много вопросов, которые просто физически не позволят за него проголосовать».

В частности, напомнил Макаров, сегодня регионы РФ обязаны исполнять майские указы президента РФ от 2012 года, а кроме того, финансировать реализацию национальных проектов, которая началась в 2019 году.

«Мы сейчас на основании материалов из Министерства финансов, которые получили, можем сделать вывод: сегодняшнее финансовое состояние регионов не позволяет им выполнять социальные обязательства в полном объеме», — отметил Макаров.

Так, по его словам, если долговая нагрузка регионов вырастет, то они не смогут выполнить поручения президента по увеличению инвестиций, так как все дополнительные средства если и будут, то уйдут на финансирование расходных социальных обязательств.

«Соответственно, цифры по инвестициям выполнены не будут, а если не будут выполнены цифры по инвестициям, то задача по прорыву в экономике также ставится под сомнение. Либо вы эту цифру опровергните, либо вы ее поясните», — заявил Макаров, обращаясь к представителю Минфина.