Строительство глубоководного порта в Архангельске — это проект на грани фола. Он не обеспечен ни грузовой базой, ни четкими перспективами для существующего портового комплекса. Об этом на форуме «Судостроение в Арктике» корреспонденту ИА REGNUM заявил генеральный директор ООО «Гекон» Михаил Григорьев.

По словам эксперта, основной вопрос к проекту — как обеспечить большие суда грузом?

«Возникает вопрос: что перевозить? Железнодорожная магистраль «Белкомур» выросла из Соликамска под нужды «Уралкалия». Компания вывезла сырье и на этом все. Была перспектива по перевозке леса из Коми, но с прекращением лесозаготовки эта перспектива ушла. Возникает северный широтный ход и появляются некие объемы конденсата. Но надо ли инвестировать в Архангельск, есть ли преимущества перевалки конденсата именно здесь? — тоже вопрос», — заявил Григорьев.

Напомним, по проекту, глубоководный район планируется построить в 55 км севернее основной территории порта, что потребует подведения железнодорожной ветки («Белкомур»). Проектом предусматривается максимальная осадка судов в 11 м (в настоящее время порт Архангельск обеспечивает прием судов осадкой до 9 м) и потенциальный грузооборот в 28 млн тонн, из которых более 3,5 млн тонн придется на уголь, 17,5 млн тонн — на контейнерные грузы, 2,5 млн тонн — на наливные. Расчетное время окупаемости проекта — 8 лет.

Несмотря на то, что проект несколько лет уже включен в «Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года», схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта, сроки его реализации до сих пор не определены, инвестор не найден. В 2016 году было подписано соглашение о намерениях по реализации проекта с китайской компанией Poly International Holding Co. Но на этом сотрудничество закончилось.

Читайте также:

«Белкомур» может получить кредит в 258 млрд рублей

По мнению Михаила Григорьева, китайские инвесторы начнут вкладывать деньги только при полной вовлеченности в проект.

«Китайцев нужно полностью вовлекать в проект: от инвестирования и кредитования до поставки оборудования, участия в перевозках и получения гарантированной прибыли. Если речь идет про порт, то здесь тоже должно быть участие в формировании грузовой базы, транспортной инфраструктуры и перевозках, — завил он. — Poli International Holding Co мог войти в проект, но грузовой базы нет. Поэтому дальше соглашений о намерениях процесс с потенциальными инвесторами не идет».