Новость о том, что Федеральное казначейство возьмёт под свой контроль расходы бюджетных средств Костромской области и Республики Хакасия из-за большого объёма накопленных долгов, заставила задуматься и о судьбе Новосибирской области.

Напомним, что весной 2017 года областная столица — Новосибирск — уже был буквально на пороге внешнего финансового управления — внутренний долг города тогда приближался к 90% от собственных доходов.

Читайте также: Громкий прецедент: Новосибирск на грани внешнего финансового управления

На 1 февраля 2016 года государственный долг Новосибирский области составлял почти 50 млрд рублей. Однако губернатор региона (тогда ещё Владимир Городецкий — прим. ИА REGNUM ) заявил, что показатель соответствует нормам и требованиям федерального законодательства.

Читайте также: Губернатор Новосибирской области не увидел трагедии в размере госдолга

Стоит ли сегодня властям Новосибирской области задуматься о финансовом положении региона?

Как считает заведующий кафедрой региональной экономики и управления Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), кандидат экономических наук Владимир Мельников, сценарий внешнего контроля расходов бюджетных средств, реализуемый Федеральным казначейством в Костромской области и Республике Хакасия, едва ли может быть применим к Новосибирской области.

«Поскольку ситуация с госдолгом региона приемлема с точки зрения финансовой устойчивости. Динамика госдолга к собственным доходам бюджета региона является положительной: мы можем говорить о падении этого показателя с 2015 по 2017 гг. на 10%. При этом уровень обеспеченности доходами составляет 85−90%, соотношение долга к валовому региональному продукту — всего 4%. Для сравнения: госдолг нашей страны составляет более 13% ВВП. Бюджет Новосибирской области сохранит баланс при условии положительного тренда в развитии ВРП, а потому говорить о необходимости или же угрозе внешнего контроля не приходится», — заявил ИА REGNUM Владимир Мельников.

Эксперт предлагает обратиться к ситуации, которая привела ко внешнему управлению в нескольких регионах страны. Так, по его мнению, бремя долга в Костромской области и Республике Хакасия больше новосибирского в 3,5 раза и даже превышает общероссийский, составляя 14%.

«Соотношение региональных доходов и долга в костромском варианте перевалило за 100%, в Хакасии — 110%. Вполне закономерно, что такие показатели вынудили федеральный центр отреагировать. Что касается «формата» реакции, необходимо понимать: введение режима внешнего управления финансами того или иного региона требует дополнительных издержек от федерального центра. При этом сама по себе эта мера является скорее механизмом предупреждения, поскольку для улучшения показателей необходимо стимулировать развитие валового регионального продукта, увеличение налоговой базы и, соответственно, доходов», — говорит эксперт, подчёркивая, что от того, что региональная финансовая система переходит под внешнее управление, экономические процессы на территории области вряд ли улучшатся, скорее не ухудшится состояние, связанное с общественными финансами.

Однако и последнее, по его словам, не означает, что население ощутит какие-либо улучшения, скорее наоборот — «будут ликвидированы излишние расходы, в том числе социального плана». Положительного эффекта в виде развития экономики от того, что будет введено внешнее управление, едва ли можно ожидать, считает он.

«Вместе с тем, сложившаяся в ряде регионов финансовая ситуация является нетерпимой: здесь расходовали устойчиво больше, чем зарабатывали. А потому реакция Минфина призвана обеспечить соблюдение финансовой дисциплины. Кроме того, решение о внешнем управлении является маяком для остальных регионов: бюджетирование должно обеспечивать эффективное использование региональных ресурсов, а проще говоря — жить надо по средствам, хотя бы в средне — и долгосрочной перспективе», — отметил ИА REGNUM Мельников.

Эксперт также считает, что федеральный центр вполне логично заинтересован в том, чтобы запросы регионов с точки зрения расходов не превышали их собственные способности по созданию добавленной стоимости.

«Без внешнего вмешательства те, кто не сводит концы с концами, и дальше будут покрывать свои «аппетиты» за счёт федерального бюджета. Внешним управлением центр помогает в первую очередь себе — контролируя расходы и оплачивая накопившиеся долги. А потому многим регионам во избежание подобных мер необходимо ответственнее относиться к местным бюджетам, формированию их доходной и расходной части», — подытожил экономист.

Отметим, что на 1 января 2018 года госдолг Новосибирской области составил 47,1 млрд рублей. Прогнозируемый объём собственных доходов бюджета региона на 2018 год — более 119,7 млрд рублей, расходов — свыше 121,28 млрд рублей.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Федеральное казначейство решило взять под контроль расходы бюджетных средств Костромской области и Республики Хакасия. Так долги Костромской области превысили уровень в 80% доходов собственных бюджетов.

По данным Минфина РФ, на начало 2018 года регионы накопили госдолг на 2,535 трлн рублей.