После изменения в Литве правовых актов, касающихся отмены льгот на налог на прибыль и обязательства платить госпредприятиям дивиденды, представители министерств с арендаторами портовой земли обсудили новую стратегию финансирования деятельности порта. Бизнес уверяет, что эффективна старая система, когда деньги порта остаются на реализацию проектов, пишет сегодня, 29 января, литовское издание Lietuvos žinios.

Министр коммуникаций и связи Литвы Рокас Масюлис назвал встречу представителей министерства коммуникаций и связи, Министерства финансов и Министерства экономики с арендаторами портовой земли, прошедшую в дирекции Клайпедского государственного морского порта, началом дискуссии, на продолжение которой можно надеяться через год. Он не сомневается в том, что правительство признает Клайпедский порт предприятием, реализующим стратегические проекты. А это будет означать, что к нему может применяться оговорка налога на прибыль, позволяющая снизить взносы.

Согласно плану Клайпедского порта, до 2026 года в порт планируется инвестировать 790 млн евро, а утвержденное финансирование ЕС составило бы только 93 млн евро. Даже при использовании собственной прибыли придется брать в кредит немалую сумму.

Правительство решило выплаты по налогу на прибыль государственных и муниципальных предприятий в бюджет связать с показателем возврата их собственного капитала, Клайпедскому порту он установлен в размере 70% от распределенной прибыли, и за 2017 год составлял бы 20−22 млн евро.

Вице-министр финансов Дарюс Садяцкас и вице-министр экономики Марюс Скуодис высказали позицию учреждений, основанную на стремлении создать для всех предприятий одинаковые условия для деятельности, чтобы порт мог платить государству дивиденды. Но выслушав предупреждения пользователей порта, Садяцкас утверждал, что изменения закона не отрицают потребность инвестирования в порт, а условия для того, чтобы деньги остались в порту, созданы.

Скуодис, обратил внимание на часто повторяемое слово «конкуренция», отметил, что министерство экономики ищет возможности укрепить экономическую дипломатию и попросил представить задачи, которым государство должно уделять больше внимания.

Пользователи порта раскритиковали подсчеты агентства по наблюдению и прогнозам, которые оно выполнило при сравнении возврата капитала Клайпедского порта и крупных портов Западной Европы. Согласно этим подсчетам, в Клайпедском порту этот возврат даже не достигает половины от среднего показателя, а часть налога на землю слишком маленькая.

По мнению предпринимателей, такие подсчеты неточны и не отражают развитие Клайпедского порта, разные экономические условия и модели управления портом. Нынешние договоры об аренде земли заключены на десятки лет, а компании инвестируют в два раза больше, чем государство, что нехарактерно немецким и голландским портам, у которых за спиной миллионы жителей.

Между тем компаниям Клайпедского порта придется выполнять немало работы до нулевой стадии строительства, пока в территорию и акваторию может инвестировать Клайпедский порт. У всех много долгов, поэтому замедлившееся совершенствование инфраструктуры увеличило бы финансовую ношу.

«Нынешняя система финансирования порта хорошая; сломать линию очень опасно; оцените наши усилия, и, желая хорошего, не натворите бед; другие только будут рады такой позиции нашего правительства», — такие и похожие фразы звучали на совещании во время дискуссии о новых финансовых обстоятельствах.

«Исключений должно остаться меньше, мы понимаем, что финансирование порта будет более сложным. Несомненно, придется брать в кредит. Но мы еще будем дискутировать с предприятиями, чтобы для бизнеса было как можно меньше потрясений», — сказал Масюлис.