ЛАЭС достигла такого показателя за 45 лет, с декабря 1973 года, когда к энергосистеме был подключен первый блок с реактором РБМК-1000 (всего таких блоков на станции четыре).

«Это беспрецедентная для отечественной атомной энергетики выработка электроэнергии. Для сравнения, суммарное энергопотребление в России за весь 2017 год составило 1,04 трлн киловатт-часов», — рассказал генеральный директор концерна «Росэнергоатом» Андрей Петров.

Росэнергоатом управляет всеми российскими АЭС и входит в электроэнергетический дивизион госкорпорации «Росатом». По словам Петрова, в истории нашей страны подобного показателя достигали лишь два гиганта — Братская гидроэлектростанция (установленная мощность 4500 МВт, работает с 1967 года) и Сургутская теплоэлектростанция (установленная мощность 5600 МВт, работает с 1985 года).

«А если сравнивать с другими странами, то по этому показателю ЛАЭС входит в пятерку АЭС Европы. При этом обходящие её АЭС работают шестью энергоблоками», — отметил глава концерна.

Директор Ленинградской АЭС Владимир Перегуда напомнил, что ЛАЭС в своем развитии прошла несколько ключевых этапов: изменения физики реактора и внедрение новых систем безопасности, модернизация и продление сроков эксплуатации каждого энергоблока на 15 лет и, наконец, оснащение специальной так называемой «постфукусимской» техникой и оборудованием. В конце 2017 года ЛАЭС получила беспрецедентно высокую оценку во время международной миссии OSART МАГАТЭ — проверки на соответствие международным требованиям безопасности. Эксперты особо отметили отношение персонала к культуре безопасности.

«Символично, что первый триллион киловатт-час блоков РБМК-1000 достигнут в дни физического пуска инновационного энергоблока с водо-водяным энергетическим реактором мощностью 1200 МВт. Мы уверены, что коллектив новых блоков примет эстафету надежной эксплуатации в духе культуры безопасности», — заявил Перегуда.

Стоит отметить, что за все годы эксплуатации на ЛАЭС не было ни одного серьезного инцидента. Доля атомной станции в суммарной выработке северо-запада России составляет 27%. При этом ЛАЭС обеспечивает более 50% энергопотребления Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые год от года наращивают промышленный и экономический потенциал.

Напомним, что 8 декабря 2017 года начался этап физического пуска инновационного энергоблока №1 второй очереди ЛАЭС с реактором ВВЭР-1200 новейшего поколения «3+». Его энергопуск ожидается в самое ближайшее время. Также на площадке продолжается сооружение энергоблока №2 ЛАЭС-2. По сравнению с предыдущим поколением, реакторы типа ВВЭР-1200 обладают рядом преимуществ, существенно повышающих их экономические характеристики и безопасность, в том числе, увеличенной на 20% мощностью реакторной установки.

Впрочем, ввод в строй нового энергоблока радует не всех. На днях на сайте радио «Свобода» вышла статья, полная апокалиптических настроений относительно будущей работы Ленинградской атомной станции. В частности, подобранные автором «эксперты» рассуждают о том, что совместная работа первой и второй очереди ЛАЭС может быть опасна, что в России «отсутствует независимый от атомной промышленности мониторинг», и предлагают «думать о возобновляемых источниках энергии».

«Совместную работу старых и новых блоков практикуют не только у нас в стране (на Нововоронежской АЭС работали и работают блоки разных поколений), и это не приводило и не проводит к каким-либо проблемам и нарушениям в работе. Это общемировая практика — примеры можно найти и в Европе, и в Индии, и в Китае, — отметил заведующий сектором экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. — Что касается проверок, то у нас в стране есть много надзорных органов, которые так или иначе вовлечены в процесс контроля над экологической ситуацией (МЧС, Ростехнадзор, местные органы власти). Поэтому достаточно странно говорить о том, что Росатом полностью контролирует ситуацию и может быть заинтересован в каком-либо изменении реальных данных».

«Разумеется, все мнения имеют право на существование, — уверен эксперт. — Важно, чтобы давали возможность высказаться всем заинтересованным сторонам, чтобы приводились разные точки зрения, так читателю будет проще понять полную картину. Если говорить о том же Росатоме, то в регионах присутствия этой компании местные жители, представители общественных организаций и отраслевые эксперты — все заинтересованные стороны — имеют право посещать объекты атомной энергетики, задавать вопросы профессионалам о том, что происходит, как это происходит, и получать ответы из первых уст. Я считаю, что это хорошая и полезная практика, которая защищает от каких-то серьезных и необоснованных выводов».

«Ленинградский энергоблок не является каким-то единичным, это типовой энергоблок, такой же уже работает на Нововоронежской АЭС, и Росатом активно предлагает его своим зарубежным партнёрам. Поэтому в данном случае не объективным будет говорить, что это абсолютно необычный проект, который в силу своей якобы непроверенности может представлять какую-либо угрозу для Ленинградской области, — пояснил Кондратьев. — Я вижу здесь ещё один большой вопрос о том, как мы понимаем систему регулирования. В России одна из самых жёстких систем регулирования в мире, причём независимой, в которой контролируется выполнение всех требований по безопасности, в том числе по радиационной безопасности, по надежности оборудования. Кроме того, Россия является активным участником процессов, происходящих внутри МАГАТЭ».

«Ленинградская АЭС кажется мне в том плане особой, потому что наряду с Кольской АЭС привлекает наибольшее внимание к себе как к объекту атомной энергетики со стороны европейских партнёров, так как они находится ближе к границе скандинавских стран — Финляндии и Норвегии, — заявил эксперт. — Поэтому там часто бывают делегация из этих стран, и безупречная репутация нужна в первую очередь. И кстати, специалисты международного уровня не видят при посещении данных атомных станций никаких проблем. Более того, в рамках проекта АЭС «Ханхикиви» Росатом предлагает Финляндии строительство энергоблока АЭС того же типа, что и на Ленинградской АЭС. Технологические его особенности показаны внутри ЕС, в стране с одними из самых жестких правил и подходами к регулированию электроэнергетики. Уже пройдено много этапов по согласованию этого проекта. Да, вопрос конструкции градирен в случае с ЛАЭС два вызывал много вопросов. Но говорить о том, что это представляет какую-либо угрозу, несерьезно и как минимум опасно. ведь тем самым вводится в заблуждение широкая общественность, когда людей убеждают в том, что они живут в непосредственной близости от опасного объекта, но на самом деле это не так. Даже если мы не доверяем регулирующим органам, самой компании, полученным результатам общественной экспертизы, то в конце концов есть международные организации, которые проводили свои экспертизы и проверки и у которых этот проект не вызвал никаких нареканий. Вот в чем главная опасность — представлять только одну точку зрения, выдавая её за единственно правильную».

«Если же говорить о замене атомной энергетики в этом регионе источниками альтернативной энергетики, то обязательно нужно учитывать экономические факторы, — подчеркнул он. — Кто-нибудь считал, сколько нужно будет построить мощностей солнечной и ветряной энергетики, чтобы заменить ими атомную генерацию? Или той же тепловой энергетики? Ведь сегодня у экологов есть очень много претензий к традиционной генерации. Плюс очень часто не принимается в расчёт никакая экономическая составляющая. При этом все хотят жить в каком-то замечательном мире. Но очень сложно говорить о том, насколько подобная замена атомной энергетики альтернативной реально реализуема в климатических условиях Санкт-Петербурга или даже более благоприятных условиях. Второй важный момент: у возобновляемых источников есть свои сложности, связанные с прогнозируемостью будущей выработки, чего нельзя приписать атомной энергетике или традиционной тепловой генерации. Плюс нельзя забывать, что иногда и возобновляемые источники энергии оказывают влияние на локальную экологическую ситуацию и могут негативно воздействовать на местную флору и фауну. Но всё-таки в первую очередь нужно говорить об экономических факторах, об их соотношении с надёжностью».

«Очень часто у нас происходит подмена понятий, когда в качестве безусловного утверждения сразу называется ненадёжность и небезопасность атомной энергетики. И уже на основе этого предлагается дальше какое-то светлое будущее в виде, например, возобновляемой энергетики. К счастью, это не так, мы видим, что атомная энергетика является надёжным источником электроэнергии. По отчетам МАГАТЭ, за последние годы на наших атомных станциях не было значимых инцидентов. В целом безопасность на этих объектах существенно повысилась, например, в сравнении с теми же 90-ми годами прошлого века. То есть это стабильный и надежный по прогнозируемости источник энергии. Не надо также забывать, что Ленинградская АЭС вырабатывает 24−25 млрд киловатт-часов электроэнергии. Как и чем можно заменить такие объёмы даже с помощью традиционной генерации, непонятно. Как признают экологические организации, Международное энергетическое агентство и другие экспертные организации атомная энергетика вносит существенный вклад в выполнение климатических соглашений, сокращение выбросов парниковых газов. Это в глобальном плане помогает нам сохранять экологию», — резюмировал эксперт.