По следам пропавших 64 млрд рублей, выделенных на развитие аэропортов Дальнего Востока, будет проведено расследование. В этом заверил журналистов полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, передаёт корреспондент ИА REGNUM. По словам полпреда, он уже поручил провести расследование, есть уже и уволенные за потерю денег.

Читайте также: Трутнев: Виновные в нецелевом расходовании 64 млрд рублей уволены

«Не дожидаясь никаких решений со стороны ведомств, поручил руководителям уволить людей, которые в этом виноваты. Двух заместителей руководителя Росавиации уволили буквально в течение двух дней», — сообщил Трутнев.

Читайте также: Трутнев: До аэропортов Дальнего Востока дошло менее 50% выделенных средств

О том, почему деньги не пустили в дело, полпред президента в ДФО сказал так: «Представители Минтранса сообщили, что деньги выделены, проекты разработаны, но госэкспертизу не прошли. Я задаю вопрос: почему не прошли? Они отвечают: экспертиза сочла, что они плохо разработаны, не соответствуют требованиям законодательства РФ. Далее будет сверстан новый бюджет, и эти деньги в программу уже не вернуть! На мой взгляд, это яркий пример некомпетентной работы одного из ведомств».

В Якутии, где многие аэропорты в арктической части республики очень нуждаются в ремонте, удивлены тем, что такое вообще могло произойти. «Я не понимаю, про какой финансовый кризис и какие проблемы бюджета регулярно волнуются всякие СМИ. Да у нас денег — хоть афедроном жуй! — комментирует ситуацию с пропажей бюджетных средств политолог и журналист из Якутии Виталий Обедин. — Миллиарды пропадают, никто даже не чешется. Ну, пропали. Бывает. Велика Россия, на ее просторах что только не потеряется».

Читайте также: Деньги выделили — аэропорта нет: в якутской Зырянке ищут причину

Эксперт напомнил, что в своё время Якутия таким образом потеряла «скромных 238,1 млн рублей», эти деньги вложили в проект моста через Лену в 2007—2008 годах, когда мост ещё планировали делать железнодорожным.

«По договору с федералами Якутия участвовала в софинансировании разработки проекта по принципу 50 на 50 (то есть по логике проект должен был стоить даже не 240 млн, а более полумиллиарда рублей). Изыскания провели, мост рассчитали и начертили. Чертеж даже прошел государственную экспертизу. А дальше — всё. Из-за того, что к строительству проекта так и не приступили. В конечном итоге проект просто устарел, и его натурально выбросили, — рассказал Виталий Обедин, сделав вывод. — Это ноу-хау — профукать деньги на пустом месте и не понести за это никакой ответственности: «Мы не украли, а честно потеряли!» — без сомнения, почерпнуто из якутского опыта».

Политолог допустил, что если ситуацию с неиспользованным проектом растиражировать на несколько сотен дальневосточных аэропортов и площадок (в 90-х годах их было порядка 470 штук), «то можно и 64 млрд рублей списать. И никто не почешется».

«Медведев, впрочем, почесался. Велел представить ему доклад: почему так случилось и кто виноват. Впрочем, едва ли это будет иметь какие-то грозные последствия. Ну разве что на камеру можно сурово так бровями пошевелить», — тем не менее сомневается Виталий Обедин в том, что кто-то понесёт за потерянные деньги реальную ответственность.

Как сообщало ИА REGNUM, из выделенных на развитие дальневосточных аэропортов 106 млрд рублей потерялось более половины, а именно — свыше 64 млрд. Деньги «просто пропали в силу того, что были плохо подготовлены проекты, несвоевременно пройдена госэкспертиза», — объяснил Юрий Трутнев.

Напомним, в том числе посёлок Якутии Зырянка получил 7,4 млрд рублей на реконструкцию взлётно-посадочной полосы, но ремонт не случился. Собравшиеся и купившие заранее билеты жители вынуждены летать вертолётом до мест, откуда может взлететь самолёт, и дорого платить за такую услугу. Аналогичная ситуация в посёлке Белая гора. Страдают и жители Олёкминска — от частого размытия взлётно-посадочно полосы.

«Человеческий фактор! — объяснял ситуацию с ремонтом аэропорта Зырянки глава Верхнеколымского района Вячеслав Сергеев. — Бывший руководитель ФКП «Аэропорты Севера» объявил конкурс на проект. Проект сделали, но Павла Халина уволили, а новый директор Вадим Волков посчитал, что проект «слабенький», и сумма высокая. Начал судиться с проектным институтом. Устроили местные разборки и население осталось без аэропорта. Людям в глаза стыдно смотреть».