С экономической точки зрения программа реструктуризации бюджетных кредитов явно ориентирована на дотационные регионы, которых у нас подавляющее большинство, считает доцент кафедры региональной экономики и управления Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) Сергей Захаров. Но с первого взгляда в анонсированной программе прослеживается внутриполитическая подоплёка, отметил он в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM.

«Накануне президентских выборов 2018 года требуется социально-экономическая стабильность в регионах страны, причём с явными признаками изменения ситуации к лучшему, которые должны быть обеспечены соответствующими ресурсами. В сложных геополитических условиях, сопровождающихся невысокими ценами на нефть и стагнацией экономики, гарантировать дополнительные государственные доходы, которыми можно поддержать регионы, никто не в состоянии. Поэтому принято решение «изыскать внутренние резервы» и облегчить финансовое положение субъектов федерации перераспределением средств внутри консолидированного бюджета. Если ранее регионы до половины доходов своих бюджетов отдавали федеральному центру в счёт погашения долгов и на собственные нужды могли использовать только оставшиеся средства, то новая программа значительно сокращает величину отчислений на долги вышестоящим бюджетам, а значит, оставляет больше денег для решения задач субъектов», — считает эксперт.

Сергей Захаров подчёркивает, что пока об этой программе известно только со слов президента, ни документов, ни правил по ней не опубликовано. Но исходя из того, что было озвучено, отмечает он, высвобождающиеся средства должны будут направляться регионами на финансовое оздоровление — не напрямую на целевые затраты бюджетов субъектов, а сначала на обслуживание или реструктуризацию прочих долгов (банковских кредитов, облигаций), а уже освободившиеся из этих статей деньги пойдут конечным получателям бюджетных средств.

«Эффект от программы точно будет не быстрым. По крайней мере, к президентским выборам в марте мы его не ощутим. Но с политической точки зрения здесь важен принцип «заботы» федерального центра о регионах и некоторого смещения акцентов касательно болевых точек. Ведь перераспределяя средства, государство перераспределяет и ответственность: если денег в регионах остаётся больше, результат социально-экономического развития сильнее зависит от властей субъекта, им будет сложнее пенять на отсутствие бюджетного финансирования», — говорит Захаров.

И по его мнению, с экономической точки зрения программа малоинтересна Москве, где долг составляет лишь 3% доходов бюджета, но чрезвычайно актуальна для дотационных субъектов, примером которых является и Новосибирская область.

«У нас госдолг достигает 46% бюджетных доходов. И если бы программа реструктуризации была запущена с середины этого года, то во втором полугодии, когда планировалось погашение 7,6 млрд рублей по двум бюджетным кредитам, 95% этой суммы осталось бы в распоряжении области, а это 7,2 млрд рублей, или 7% от доходов областного бюджета. Поэтому в случае реализации программы в соответствии с заявлениями президента страны она станет мощным шагом поддержки бюджетного федерализма и реальной, экономически эффективной региональной политики», — считает Сергей Захаров.

Ранее намерение президента России Владимира Путина начать реструктуризацию накопленных бюджетных кредитов регионов ИА REGNUM прокомментировал депутат Законодательного собрания Новосибирской области Вадим Агенко. Агеннко назвал его жестом доброй воли.

Читайте также: Жест доброй воли: Новосибирск радуется предстоящей реструктуризации долгов

Как сообщало ИА REGNUM, по данным на 1 сентября 2017 года, государственный долг Новосибирской области составляет почти 41,4 млрд рублей, из них 27,6 млрд рублей приходятся на бюджетные кредиты и остальные — почти 13,8 млрд рублей — на государственные ценные бумаги.

При этом бюджет региона на 2017 год является дефицитным: доходная часть бюджета составляет 120,8 млрд рублей, расходная — 122,1 млрд рублей, дефицит — 1,3 млрд рублей.

Читайте также: Путин: Программа реструктуризации кредитов регионов стартует в 2018 году

Что касается упомянутой программы, то на заседании президиума Госсовета в Ульяновске 22 сентября 2017 года президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что с 1 января 2018 года будет запущена программа реструктуризации накопленных регионами бюджетных кредитов.