Эксперт: Белоруссия не может закупать нефть по мировым ценам
Минск, 4 сентября, 2017, 16:07 — ИА Регнум. «С экономической точки зрения России было бы выгодней поставлять нефть напрямую в западноевропейские страны, где, в основном, и потребляются произведенные из российской нефти в Белоруссии нефтепродукты. И если использование белорусских НПЗ обосновано наличием ЕАЭС, то субсидировать за счет транзита экономику прибалтийских стран у России нет оснований», — заявил главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов, комментируя ИА REGNUM предложение Владимира Путина об использовании российской транспортной инфраструктуры белорусскими НПЗ.
Таким образом, по словам эксперта, предложение об использовании свободных мощностей российской транспортной инфраструктуры для экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, выглядит логично. Потенциальные потери Белоруссии почти в 10 раз ниже величины предоставляемой субсидии. Максимальные потери, по предварительной оценке, не превысят 150 млн. долларов в год. Потери же России при поставках нефти в Белоруссию (с учетом разницы цен в поставках в республику и на мировые рынки) будут зависеть от условий, предложенных российскими компаниями, в частности, от размера скидки.
Говоря о прибыльности нефтепереработки в Белоруссии при условии закупок нефти по мировым ценам, Ежов отмечает, что проблема экспортно-ориентированных НПЗ заключается в дополнительных транспортных затратах на экспорт продукции на рынки сбыта. При поставках в Северо-западную Европу для белорусских НПЗ эти затраты составляют ориентировочно 4−5 долл/барр.
«Соответственно, чтобы НПЗ в Белоруссии могли конкурировать с западноевропейскими заводами, цена закупки нефти для них также должна быть ниже», — резюмирует эксперт.
По сравнению с западноевропейскими НПЗ, белорусские выигрывают также благодаря большей близости к России за счет логистики в среднем 1−2 долл/барр, плюс10 долл/барр выигрывается за счет таможенной пошлины (частично этот выигрыш уменьшается из-за пошлин на нефтепродукты).
Те же 1−2 долл/барр белорусские НПЗ проигрывают европейским заводам, если будут закупать нефть в других странах. Более того, в этом случае суммарный логистический проигрыш составит уже 5−7 долл/барр, а это превышает среднюю маржу комплексного НПЗ в Европе. Таким образом, уверен эксперт, даже с учетом высокого технологического уровня белорусских НПЗ после модернизации, для эффективной переработки импортной нефти им потребуются субсидии для компенсации логистического отставания.
«Неэффективность импорта нероссийской нефти в небольших объемах маскируется за счет переработки российского сырья. Соответственно, угроза перехода на полномасштабный импорт нефти из других стран не имеет под собой экономических оснований и представляет собой лишь форму шантажа российской стороны», — подчеркнул экономист.
ИА REGNUM напоминает, что вопрос получения Белоруссией скрытых дотаций в виде заниженной цены на поставляемую в республику нефть вновь актуализировался после проведения 16 июля в Калининграде президентом России Владимиром Путиным совещания, посвященного перспективам развития транспортной инфраструктуры Северо-Запада Российской Федерации, с участием руководителей профильных министерств и ведомств, глав ряда регионов Северо-Западного федерального округа.
Как отметил Владимир Путин, поставки нефти на белорусские НПЗ необходимо увязать с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию.
«Это нужно обсуждать в более широком формате. Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — подчеркнул глава государства.