«С экономической точки зрения России было бы выгодней поставлять нефть напрямую в западноевропейские страны, где, в основном, и потребляются произведенные из российской нефти в Белоруссии нефтепродукты. И если использование белорусских НПЗ обосновано наличием ЕАЭС, то субсидировать за счет транзита экономику прибалтийских стран у России нет оснований», — заявил главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов, комментируя ИА REGNUM предложение Владимира Путина об использовании российской транс­портной инфраструктуры белорусскими НПЗ.

Таким образом, по словам эксперта, предложение об использовании свободных мощностей российской транспортной инфраструктуры для экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, выглядит логично. Потенциальные потери Белоруссии почти в 10 раз ниже величины предоставляемой субсидии. Максимальные потери, по предварительной оценке, не превысят 150 млн. долларов в год. Потери же России при поставках нефти в Белоруссию (с учетом разницы цен в поставках в республику и на мировые рынки) будут зависеть от условий, предложенных российскими компаниями, в частности, от размера скидки.

Говоря о прибыльности нефтепереработки в Белоруссии при условии закупок нефти по мировым ценам, Ежов отмечает, что проблема экспортно-ориентированных НПЗ заключается в дополнительных транспортных затратах на экспорт продукции на рынки сбыта. При поставках в Северо-западную Европу для белорусских НПЗ эти затраты составляют ориентировочно 4−5 долл/барр.

«Соответственно, чтобы НПЗ в Белоруссии могли конкурировать с западноевропейскими заводами, цена закупки нефти для них также должна быть ниже», — резюмирует эксперт.

По сравнению с западноевропейскими НПЗ, белорусские выигрывают также благодаря большей близости к России за счет логистики в среднем 1−2 долл/барр, плюс10 долл/барр выигрывается за счет таможенной пошлины (частично этот выигрыш уменьшается из-за пошлин на нефтепродукты).

Те же 1−2 долл/барр белорусские НПЗ проигрывают европейским заводам, если будут закупать нефть в других странах. Более того, в этом случае суммарный логистический проигрыш составит уже 5−7 долл/барр, а это превышает среднюю маржу комплексного НПЗ в Европе. Таким образом, уверен эксперт, даже с учетом высокого технологического уровня белорусских НПЗ после модернизации, для эффективной переработки импортной нефти им потребуются субсидии для компенсации логистического отставания.

«Неэффективность импорта нероссийской нефти в небольших объемах маскируется за счет переработки российского сырья. Соответственно, угроза перехода на полномасштабный импорт нефти из других стран не имеет под собой экономических оснований и представляет собой лишь форму шантажа российской стороны», — подчеркнул экономист.

ИА REGNUM напоминает, что вопрос получения Белоруссией скрытых дотаций в виде заниженной цены на поставляемую в республику нефть вновь актуализировался после проведения 16 июля в Калининграде президентом России Владимиром Путиным совещания, посвященного перспективам развития транспортной инфраструктуры Северо-Запада Российской Федерации, с участием руководителей профильных министерств и ведомств, глав ряда регионов Северо-Западного федерального округа.

Как отметил Владимир Путин, поставки нефти на белорусские НПЗ необходимо увязать с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию.

«Это нужно обсуждать в более широком формате. Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — подчеркнул глава государства.