Российская сланцевая нефть — это угроза существования ОПЕК. Как только российские компании станут активно осваивать богатые сибирские месторождения сланцевой нефти, это может означать конец влияния Саудовской Аравии, Ирана и Ирака на мировой нефтяной рынок. Такую точку зрения выражает издание Forbes.

Если такой сценарий осуществится, то ОПЕК практически полностью потеряет свое влияние, и в существовании этой организации не будет смысла. Тогда именно Россия и США благодаря сланцевым энергоносителям будут задавать тон нефтяному рынку.

«Благодаря санкциям, связанным с Украиной, российские компании не могут работать вместе с американскими, которые могут научить их добывать сланцевую нефть. Украина стала хорошим инструментом для того, чтобы держать Россию на расстоянии от сланца, поэтому Вашингтон заступился за своих новых союзников в Киеве. Но если россияне могут отправлять людей в космос и имеют одни из крупнейших нефтяных компаний на планете, то смогут разобраться и со сланцевой нефтью», — пишет обозреватель издания Кеннет Рапоза.

Отмечается, что по величине запасов сланцевой нефти Россия находится на втором месте в мире. Так, недалеко от Екатеринбурга расположено Баженовское месторождение, запасы которого, по разным оценкам, достигают от 600 млн до 174 млрд тонн сланцевой нефти. В целом это больше, чем запасы энергоносителя в Дакоте и Техасе вместе взятых.

На третьем месте по запасам сланцевой нефти — Китай (около 32,2 млрд баррелей). Поскольку у Китая есть деньги на то, чтобы конкурировать с США в области ядерной энергетики, Пекин может начать и добывать сланцевую нефть. Особенно это актуально на фоне того, что Китай хочет сократить потребление угля, а замена его на газ — один из очевидных вариантов. В этом случае КНР может поделиться своей технологией с Россией.

Для ОПЕК это тоже может стать весьма неприятным фактором, а точнее «смертельным сигналом». Особенно учитывая тот факт, что на одном Баженовском месторождении больше нефти, чем до сих пор было добыто с самого большого нефтяного месторождения в Саудовской Аравии — Гавар.

Однако в том, что Россия начнет добычу сланцевых энергоносителей, есть большая опасность, отмечает обозреватель. Дело в том, что если Россия и США будут держать цены на энергоносители на низком уровне долгое время, то страны могут начать соперничать на азиатских и европейских рынках. Это может создать новую почву для конфликта между странами.

При этом гидроразрыв пласта — опасная технология, которая способна вызывать землетрясения и которая повышает содержание метана в воде, делая ее огнеопасной. В связи с этим российская сторона осуждает такой способ добычи энергоносителей. Однако Рапоза уверен, что российские компании в итоге все же начнут применять такую технологию. «Газпром нефть» уже проводит исследования в Сибири. Если компания сможет добиться успеха, то влияние России на мировом энергетическом рынке окажется огромным. Автор уверен в том, что Баженовское месторождение в любом случае будут подробно изучать и разрабатывать.

Что касается США, то американская нефтегазовая компания ExxonMobil хотела работать вместе с российскими компаниями над сланцевыми проектами, но теперь не может из-за санкций. Американская компания полностью лишена доступа к одному из крупнейших в мире месторождений сланцевой нефти и газа. Возможно, не сможет пройти в проект еще очень долго.

Напомним, что ресурсная база традиционных углеводородов в России позволит добывать нынешние 500 миллионов тонн нефти в год в течение 5—7 лет, согласно прогнозам Института геологии и разработки горючих ископаемых. Далее добыча может начать уменьшаться. Но вывести ее на новый уровень могут помочь трудноизвлекаемые запасы, в частности, содержащиеся в Баженовской свите. Пока ее разработки ведутся неактивно.

Баженовская свита является группой нетрадиционных нефтесодержащих пластов горных пород, которые находятся на территории в приблизительно миллиард квадратных километров в Западной Сибири. Изучение этого месторождения начались еще в 60-х годах прошлого века, но имеющихся о нем данных все же недостаточно для того, чтобы назвать точный объем ее ресурсов.

Сегодня добыча сланцевой нефти в России находится на низком уровне. В 2014 году в баженовской свите было добыто всего около 500 тысяч тонн нефти. В США за это время — 234 млн тонн сланцевой нефти. Сланцевый бум в Соединенных Штатах произошел в 2011 году, и с тех пор страна нарастила добычу на 175 млн тонн, в России этот показатель оказался ниже.

Что касается того, что американские санкции 2014 года были направлены в том числе против добычи сланцевой нефти в России, то ограничительные меры действительно распространялись на передачу технологий по производству сланцевых энергоносителей. Как ранее отмечал профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Ампилов, до введения санкций для разработки российских сланцевых месторождений нанимали подрядчиков, которые из-за запрета не смогли продолжить работу. Работать самим сегодня довольно трудно, но у российских компаний есть успешный опыт в этом деле. Например, «Сургутнефтегаз» имеет наибольший опыт в этой области. Компания «РИТЭК» ранее тоже развивала термические методы добычи нефти из сланцев.