Франческо Семприни в статье «Россия и США: газовая война. Цель: Европа» размышляет о том, какой газ выгоднее для Европы: из США или из России? Первый продает надежный и старый партнер, «газ из России более дешевый, но и опасный, ведь Европа не должна впасть в зависимость от Владимира Путина».

Итак, журналист La Stampa сообщает, что новые ветры войны разбушевались между Соединенными Штатами и Россией по вопросу поставкок природного газа в ЕС. Война, в которой США хотят положить конец российскому доминированию, но ведь Москва контролирует 35% потребности Европы, в общей сложности 122 миллиардов кубических метров, с 13 странами ЕС, которые зависят от России на 75%. Разработка методов добычи горных углеводородов и битуминозных песков может поставить под вопрос геостратегические сценарии.

Автор напоминает, что Вашингтон дал зеленый свет в прошлом году (с голосованием в Конгрессе в 2014 году) на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) по всему миру, метан перевозится в танкерах, а затем регазифицируется при поставке. Поставки от Sabine Pass, терминала на границе Техаса и Луизианы, управляемого Cheniere Energy, единственной компанией, которая в настоящее время работает над хранением природного газа, поступают в Азию и Африку, и менее 13% в Европу.

Однако масла в огонь в «войне» между Россией и США подлил танкер «Чистый океан», направляемый в северные моря, в Польшу, куда он прибыл в июне с первой поставку в Восточную Европу. Событие, которое сам Дональд Трамп отпраздновал во время своего визита в Варшаву в рамках инициативы «Три моря», торгового и энергетического соглашения, связывающего 12 стран Центральной и Восточной Европы.

«США никогда не будут использовать энергию, чтобы шантажировать вашу страну, и мы не можем позволить себе это делать», — сказал президент, имея в виду Россию, энергетическую державу, которая «удерживала регион в заложниках в прошлом».

Как сообщает La Stampa, речь идет о сокращении поставок в 2008 году для Украины, а также о присоединении Крыма в 2014 году, «которые усилили опасения по поводу зависимости Европы от Владимира Путина». Корабль «Чистый океан» ожидается скоро и в Литве, первый запас американского метана прибудет в бывшую советскую республику.

По мнению автора, это реальная угроза для Москвы, особенно потому, что «Прибалтика — это что-то вроде ее внутреннего двора». Поскольку на европейский экспорт приходится 75% всего российского производства, а на долю газа и нефти приходится 40% федерального бюджета России. Брюсселю версия диверсификации в пользу Соединенных Штатов нравится, учитывая попытки Европейской комиссии ограничить влияние России через инфраструктуру и правила поставок из Москвы. Со стороны Вашингтона перспектива более чем заманчива, учитывая, что новые терминалы сжиженного природного газа строятся в Техасе, Мэриленде и остальной части Восточного побережья, и, похоже, к 2020 году они увеличат экспорт на 105 миллиардов кубометров.

Однако, как подчеркивается в статье, Москва не остается в стороне, «она сильный игрок и готова снижать цены, для потребителя этот фактор выходит за рамки политических соображений».

Издание приводит оценку Wall Street Journal: цена в 6,29 долларов за миллион «британской тепловой единицы» для американского СПГ против 4,86 долларов за русский газ, который не должен подвергаться двойному процессу сжижения-газификации. Разница ощутима. Россия также ставит на «Северный поток-2», европейский газопровод протяженностью около 1200 километров под Балтийским морем, минуя Украину.

«Газопровод уже стал предметом санкций со стороны администрации Трампа в ответ на агрессию Москвы в Киеве. Но он позволит сосредоточить 80% российского экспорта газа в Европу на одном канале, увеличивая уязвимость старого континента», — подводит итоги La Stampa.