Перевод тарифов российских портов на рубли — можно отнести скорее к созданному тренду дедолларизации российской экономики, чем к экономической мере, поскольку данный тренд пока не имеет действительно внятных выгод, по крайней мере, в обозримом будущем, заявил корреспонденту ИА REGNUM доцент кафедры экономической теории РЭУ им.Г.В.Плеханова Сергей Ермолаев.

«Думаю, что сами министерства еще будут много работать над требованиями и нормами. Так, может быть дан льготный период для перехода на рублевые тарифы для некоторых компаний (скажем, наиболее крупных и имеющих наибольшие долги в валюте)», — сказал он.

«Ядром всех сложностей в переводе тарифов российских портов на рубли — это высокая волатильность рубля. Как известно, экономические агенты в своем большинстве не склонны к риску, поэтому предпочитают вести расчеты в наименее волатильных валютах (наиболее ликвидной из которых является доллар). Перевод на рубли, несомненно, осложнит их жизнь, поскольку курс рубля крайне непредсказуем и может колебаться на десятки процентов даже в течение пары месяцев», — пояснил эксперт.

«Если же фиксировать цену в рублях на достаточно продолжительное время, то можно получить большие убытки, если многие расходы оплачиваются в иностранной валюте (курс которой может вырасти). Также нужно учесть, что рублевые тарифы необходимо согласовывать с Федеральной антимонопольной службой в соответствии с антимонопольным законодательством. У ФАС есть своя методика расчета тарифов, по которой они получаются существенно ниже, чем необходимо для окупаемости многих проектов. Поэтому можно предположить, что некоторая доля проектов может оказаться убыточной, прежде всего из-за их финансирования в валюте», — отметил Ермолаев.

«Чем больше доля валютных займов в общем объеме кредитов компаний, тем опаснее для них ситуация в случае резкого падения курса рубля. А вот основной риск, который вполне может возникнуть — превращение этой ситуации крупными компаниями в инструмент для устранения более мелких конкурентов, ухудшая, таким образом, конкурентную среду», — считает эксперт.

«В долгосрочной же перспективе сценарии могут быть следующими. Если рубль станет существенно менее волатильным (что возможно лишь при росте диверсификации экономики), то рублевые расчеты можно будет сохранить и даже расширить. В противном случае от них все равно будут отказываться, хотя бы и в неявной форме», — полагает Ермолаев.

«В этом случае, настойчивость государства в следовании этому правилу может привести к ухудшению предпринимательской активности в данной сфере, поэтому вопрос о корректировке применения этой меры еще будет подниматься ни раз. На данный же момент уместно сравнение с ситуацией из недавнего прошлого, когда продавцы указывали цены в так называемых условных единицах, равных курсу доллара», — высказал свое мнение эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, 16 августа на заседании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада РФ в Калининградской области президент России Владимир Путин поручил с 1 января 2018 года перевести тарифы на услуги всех погрузочных портовых компаний с доллара в рубли. Поручение было дано после обращения к президенту руководителя ФАС Игоря Артемьева.

Читайте также: Путин — о переводе погрузочных тарифов в рубли: «Какие-то проблемы?»