Казахстан совместно со Всемирным Банком разработал Национальную инвестиционную стратегию на 2018−2022 годы, в соответствии с которой планирует до 26% увеличить валовый приток прямых инвестиций и до 50% увеличить инвестиции, ориентированные на экспорт. Вместе с тем, ожидается 46% рост внутренних инвестиций за счет увеличения объема инвестиций в основной капитал несырьевого сектора. Об этом сегодня, 15 августа, рассказал на заседании правительства Казахстана министр по инвестициям Женис Касымбек.

По приоритетным экспортоориентированным отраслям определены две группы. В первую вошли пищевая промышленность и агропромышленный комплекс, переработка твердых полезных ископаемых (металлургия, химия), а также переработка нефти и газа (нефтехимия). Вторая группа состоит из туризма, информационно-коммуникационных технологий, финансов и государственно-частного предпринимательства.

«Данная группа состоит из отраслей, в которых инвесторы могут быть заинтересованы в долгосрочной перспективе. При условии, что мы сможем усилить свои конкурентные позиции, данные отрасли могут продемонстрировать хороший потенциал для привлечения прямых инвестиций в страну. Вместе с тем, за последние годы механизм ГЧП стал одним из эффективных инструментов в мире для привлечения ПИИ, особенно в капиталоемкие инфраструктурные и социальные проекты. Поэтому ГЧП в Стратегии определён как один из основных инструментов привлечения ПИИ в экономику»,разъяснил Женис Касымбек.

В рамках стратегии определены 36 приоритетных стран — инвесторов. 11 основных — США, Россия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, КНР, Япония, Южная Корея, Турция, ОАЭ. Для работы с каждой из стран совместно с министерством иностранных дел Казахстана будет разработан индивидуальный подход и конкретный план действий.

Работа по стратегии будет проводиться в двух направлениях — это улучшение инвестиционного климата Казахстана и реализация эффективных операционных мер и внедрение новых подходов привлечения инвестиций. Для реализации первого направления предусмотрено повышение прозрачности и предсказуемости инвестиционной политики.

«В этих целях будут внедрены новые подходы к разработке нормативно-правовых актов, предусматривающие широкое вовлечение частного сектора в процесс разработки НПА путем проведения социальных опросов и публикации проектов НПА до их принятия. Кроме того, рассматривается внедрение механизма обеспечения доступа инвесторов к НПА в сфере инвестиций путем публикации их на английском языке», — пояснил министр по инвестициям и развитию Казахстана.

Кроме того, предусмотрен комплекс мер по совершенствованию визового и миграционного режимов, условий по привлечению иностранной рабочей силы, а также налогового и таможенного законодательства. Предусмотрены и инвестиционные преференции, а также система отслеживания и систематической идентификации жалоб инвесторов. Вместе с тем, будет совершенствоваться законодательство в сфере защиты прав инвесторов.

«Совместно с ассоциациями инвесторов будут выработаны предложения по реформированию института инвестиционного омбудсмена, совершенствованию судебной защиты прав инвесторов. Также рассматривается возможность обеспечения доступа иностранных инвесторов к судебной системе МФЦА. Совместно с Генеральной прокуратурой будет разработан комплексный план по сокращению проверок деятельности инвесторов со стороны государственных органов. Также будет запущен новый инструмент отслеживания и систематической идентификации жалоб и проблем инвесторов. В случае возникновения проблем у инвесторов данная информационная система своевременно будет информировать соответствующие госорганы и МИР (Министерство по инвестициям и развитию — ИА REGNUM )», — рассказал министр.

В рамках реализации эффективных операционных мер и внедрения новых подходов привлечения инвестиций создана специализированная национальная компания по инвестициям Кazakh Invest с сетью зарубежных представителей и региональных филиалов. Нацкомпания будет работать с инвесторами по принципу «одного окна», что означает снятие многих бюрократических барьеров для инвесторов. «Одно окно» направлено на помощь и консультирование инвесторов по существующим государственным услугам, а также производят сопровождение инвесторов в центральных и местных исполнительных органах для получения этих самых услуг.

Также будет введена информационно-мониторинговая система инвестиционных проектов, которая, как надеются в министерства, полностью исключит «выпадение» каких-либо проектов без качественной и полноценной проработки до начала реализации. Вместе с тем, будет внедрена Карта инвестиционных проектов, которая станет главным инструментом мониторинга реализации инвестпроектов, а также эффективной системой оценки работы госорганов, нацкомпаний и акиматов (администраций) в сфере привлечения инвестиций.

Еще одним новшеством станет внедрение механизма взаимодействия с Министерством иностранных дел, заграничными учреждениями Казахстана, отраслевыми министерствами, национальными компаниями и акиматами с четко определенным регламентом и зонами ответственности. Отмечается, что у каждого будут конкретные задачи, индикаторы и свой план работ по привлечению инвестиций.

«На региональном уровне будет переформатирована работа по привлечению инвестиций в соответствии с целями и задачами данной стратегии. Совместно с Всемирным банком в качестве пилотного региона определена Кустанайская область и разработан региональный план мероприятий по реализации Стратегии на местном уровне. Данная работа будет проводится постепенно с индивидуальным подходом к каждому региону, учитывая его особенности и конкурентные преимущества. В текущем году новые подходы будут внедрены в 3−4 пилотных регионах», — проинформировал Женис Касымбек.

Отмечается, что инвестиционная стратегия направлена не только на привлечение новых инвесторов, но и на удержание действующих инвесторов и стимулирование реинвестиций. В целом, ход реализации стратегии будет ежеквартально рассматриваться на заседании инвестиционного штаба — специального правительственного совета по вопросам привлечения инвестиций. Кроме того, с 2018 года будет проводиться детальный анализ хода реализации стратегии и социальный опрос, и по их итогам будет публиковаться «Ежегодный доклад о состоянии инвестиционного климата Казахстана».

Все вышеперечисленное выглядит достаточно разумным, дело только за реализацией. Можно только добавить, что для достижения всех целей стратегии Казахстану необходимо предусмотреть обеспечение гарантии сохранности инвестиций и защиту от рейдерских посягательств.

Напомним, в Казахстане резонансным делом, связанным с иностранными инвестициями, стал «захват» инвестиций Tristan Oil в ТОО «Казполмунай» и ТОО «Толкыннефтегаз», которые обеспечивались за счет грантов Tristan Notes. В этой связи против Казахстана выдвигались обвинения и был подан иск на 5 млрд долларов США. Истцами стали акционеры компании Tristan Oil Анатол Стати и его сын Габриэл, а также компании Ascom Group S.A. и Terra Raf Trans Traiding Ltd.

Они обвинили Казахстан в том, что он «захватил их бизнесы по разведке и добыче газа и присвоил их операции в 2010 году», а в 2008 году «инициировал ряд проверок, результатом которых стали ложные обвинения в незаконной деятельности в отношении истцов и их казахстанских компаний, включая уголовное преследование в отношении генерального менеджера «Казполмунай» и уголовное обвинение против трех руководителей «Казполмунай» и «Толкиннефтегаз».

Стокгольмская торговая палата в декабре 2013 года поддержала основные доводы Казахстана и отклонила исковые требования на сумму 4,5 млрд долларов, удовлетворив требования истцов на сумму 506 млн долларов США, плюс проценты на 497 млн долларов США. В арбитражном решении говорилось, что Казахстан нарушил свое международное право признать инвестиции истца справедливыми и равноправными.

Казахстан обжаловал решение палаты, однако в январе 2014 года Стокгольмский арбитражный трибунал поддержал решение палаты. Дальнейшие судебные разбирательства привели участников дела в Высокий суд Лондона, который в 6 июня 2017 года принял сторону Казахстана и признал, что «решение арбитражного трибунала от 19 декабря 2013, подтвержденное апелляционным судом Швеции, могло быть основано на мошенничестве, и его исполнение будет противоречить публичному порядку Англии». Поданное вслед за этим ходатайство Анатоля Стати было отклонено 27 июня 2017 года.

Читайте также: Объем инвестиций в Казахстан за десять лет составил 13,8 триллиона рублей