«В Якутии главный вред бизнесу наносит инфраструктура его поддержки»
Якутск, 19 июня, 2017, 08:14 — ИА Регнум. В Якутии услуги институтов поддержки бизнеса доступны считанным единицам и воспользоваться ими может от силы 1% предпринимателей. Такое мнение в своём блоге высказал политолог и журналист Виталий Обедин, комментируя катастрофическое падение республики в Национальной инвестиционном рейтинге РФ. Регион занял в федеральном списке 58-е место, потеряв за год две позиции, передаёт корреспондент ИА REGNUM.
Читайте также: «Власть не слышит бизнес, даже с помощью Торгово-промышленной палаты»
«В этом году по данным Нацрейтинга инвестиционной привлекательности регионов РФ у Якутии худшая позиция за все время существования рейтинга, — пояснил эксперт. — Сейчас срочно создается ещё и Фонд поддержки местного производства, куда будут закачаны до 2 млрд рублей».
Такое положение дел политолог назвал следствием отношения чиновников к институтам поддержки и, как следствие, низкий результат такой поддержки.
«Я уже несколько раз озвучивал крамольную мысль о том, что у нас в Якутии главный вред бизнесу сегодня наносят уже даже не чиновники / налоги / поборы, а… инфраструктура поддержки. Это странно прозвучит, но структуры вроде технопарка, или венчурной компании, или даже ТОСЭР «Кангалассы» работают в чем-то ВО ВРЕД местному производителю и местному бизнесу», — считает Виталий Обедин.
Читайте также: Якутия: «Пока не снизим тарифы, о какой привлекательности может идти речь?»
На деле помимо того, что эти институты высасывают большую часть ресурсов, выделяемых государством, их, по мнению политолога, «превратили в «потемкинскую деревню», наличие которой символизирует, что власть не спит, а работает в части созданию благоприятных условий в экономике. И эта их главная функция — вопрос эффективности, число «выпускников» на рынке, производство продукции и так далее — все это вторично».
«Задуманные, как «точки роста», эти институты на деле играют роль мишуры, которая ярко блестит и отвлекает внимание от всего прочего. Их ключевое назначение — выполнять роль фотокарточки, которую Якутия предъявляет как доказательство, когда речь заходит о создании благоприятного экономического климата. И, конечно, как доказательство абсурдности обвинений, что власть «не создает условия». Как не создает? Вот же они!», — также отметил Виталий Обедин.
Читайте также: «Малому бизнесу не полегчает после выравнивания энерготарифов»
Он обращает внимание на то, что чиновники друг другу на каждом совещании напоминают: у нас созданы технопарк, венчурная компания, ТОСЭР «Кангалассы». Количество субъектов малого и среднего бизнеса в Якутии — около 55 тыс., и именно на них, а не на единичных резидентов, питающихся господдержкой, приходятся те 15,2% ВРП Якутии, которые производит местный бизнес, напомнил эксперт.
«Увы, стоит начать говорить о проблемах вот этих вот 55 тыс., работающих в реальных, а не тепличных условиях, как следуют аргументы: кто смеет говорить, что не принимаются меры? А технопарк? А венчурная компания? А ТОСЭР «Кангалассы», в конце концов?! В общем, мысль вы поняли. Номинально институты существуют — значит, все, можно отчитаться: меры по улучшению инвестиционного климата приняты», — поделился своей точкой зрения Виталий Обедин.
Как сообщало ИА REGNUM, предприниматели Якутии оценили бы в качестве мер поддержки малого бизнеса снижение налогов и отмену отпусков и проездов за счет работодателя. Такое мнение озвучивала председатель союза торговых работников, заместитель председателя координационного совета по предпринимательству при главе Якутска Ирина Котенко. Она предложила учесть при определении налоговой нагрузки для предпринимателей, работающих в северных регионах, то, что малый бизнес ограничивает наценку на социально значимые товары притом, что доставка товаров на отдаленные территории обходится существенно дороже.