О ситуации в специальных экономических и индустриальных зонах Казахстана сегодня, 6 июня, рассказал министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек на заседании правительства Республики Казахстан.

Он сообщил, что в стране разработана концепция нового единого закона о специальных экономических и индустриальных зонах. Пока проводится предварительная процедура согласования в государственных органах. До конца июня концепцию планируется согласовать в Министерстве юстиции Казахстана. Также введен ряд новшеств в разрабатываемый новый Налоговый кодекс, эти меры позволят решить вопросы неработающих и зарегулированных льгот.

Отметим, что в специальных экономических зонах действуют специальные налоговые и таможенные льготы. СЭЗы рассматриваются как точки прихода крупных инвесторов. Для их привлечения Министерство по инвестициям и развитию Казахстана ведет переговоры с крупными иностранными компаниями по вопросу передачи управления СЭЗ. Помимо нивелирования такой проблемы как низкая эффективность работы органов управления СЭЗ, это также позволит в комплексе решить такой вопрос как слабая наполняемость. В частности, уже имеются договоренности с DP World — компанией, которая развила Jebel Ali Port в Объединенных Арабских Эмиратах, идут переговоры по СЭЗ «Морпорт Актау». Интерес к химическому и нефтехимическому кластеру проявили сингапурские компании, в Карагандинской области ожидают прихода ирландской компании, имеющей огромный опыт в управлении специальными экономическими зонами.

Для усиления работы управляющих компаний дополнительно упрощается система налогообложения, таможенного контроля, решаются вопросы получения земельных участков, будет рассмотрен и вопрос расширения видов деятельности.

«Сегодня на территории оставшихся СЭЗ имеются доступные земли с подведенной уже инфраструктурой. Это 1417 гектар, который необходимо заполнять качественными проектами», подчеркнул Женис Касымбек.

Всего в Казахстане существует 10 специальных экономических зон (СЭЗ). В целом за все годы на строительство инфраструктуры СЭЗ выделено порядка 274 миллиардов тенге (около 50 миллиардов рублей), из которых 100,3 миллиарда тенге выделено из Национального фонда Казахстана (18,17 миллиарда рублей), а 41,8 миллиарда тенге (7,5 миллиарда рублей) — средства АО «НК «Қазақстан темір жолы». При этом еще дополнительно требуется 113 миллиардов тенге (20,47 миллиардов рублей):

  • СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области — 76 миллиардов тенге (13,77 миллиарда рублей);
  • СЭЗ «Павлодар» — 21,1 миллиарда тенге (3,82 миллиарда рублей);
  • СЭЗ «Морпорт Актау» — 9,2 миллиарда тенге (1,67 миллиарда рублей);
  • СЭЗ «Астана — новый город» — 6,5 миллиарда тенге (1,18 миллиарда рублей).

«На всех 10 СЭЗ имеются доступные участки с необходимой инфраструктурой. Режим СЭЗ позволил основать логистический кластер на Хоргосе, создать железнодорожное машиностроение в Астане, возродить текстильную промышленность на СЭЗ «Онтүстік», заложить основу химического, нефтехимического кластера на СЭЗ Химпарк Тараз и «НИНТ», отметил Женис Касымбек.

По его словам, на сегодняшний день на территории всех СЭЗ запущено 157 проектов, 32 из них — с иностранным участием. Вложен 651 миллиард тенге (117,93 миллиарда рублей) инвестиций. Создано свыше 11 тысяч рабочих мест. Налогами в бюджет возвращено за эти годы 107 миллиардов тенге (19,38 миллиарда рублей). На 1 бюджетный тенге расходов на инфраструктуру участники вложили 2,4 тенге инвестиций. В этом году планируется запуск еще 24 проектов, инвестиций порядка 100 миллиардов тенге (18,12 миллиарда рублей) с созданием трех тысяч новых рабочих мест. При этом еще 20 проектов начинают строительство в 2017 году.

В министерстве отмечают, что одной из основных системных проблем СЭЗ является незавершенность объектов инфраструктуры. Для ее нивелирования предлагается финансирование инфраструктуры первой необходимости с использованием госбюджета, частных инвестиций, а также механизм ГПЧ. Также предлагается ввести поэтапность использования земельных участков по мере готовности инфраструктуры.

«С учетом большого интереса инвесторов необходимо достроить СЭЗ в Павлодаре площадью 650 гектаров. По заверениям акимата (администрации области) есть потенциальные инвесторы. Поэтому предлагается завершить строительство инфраструктуры на оставшихся четырех СЭЗ. Это Астана, Павлодар, Морпорт Актау и НИНТ. При этом предлагается акиматам более рационально подходить к этапности застройки и сократить запрашиваемые суммы», сказал Женис Касымбек.

Вместе с тем, регионы ставят вопрос расширения территорий СЭЗ «Астана — новый город» и «Онтүстік». К примеру, из 200 гектаров СЭЗ «Онтүстік» остались свободными всего лишь 13 гектаров.

Также пока не на должном уровне работает механизм применения действующих льгот. Для улучшения ситуации предлагается упростить механизм предоставления налоговых и таможенных льгот. Работы ведутся в рамках разработки нового Налогового кодекса.

«Необходимо оптимизировать механизмы налогового администрирования участников для эффективного реального предоставления налоговых и других льгот. Все налоговые вопросы по СЭЗ мы проработали в рамках рабочей группы по новой редакции Налогового кодекса Министерства национальной экономики», сказал министр по инвестициям и развитию.

Для большей привлекательности СЭЗ также предлагается исключить требование 90/10 по совокупному годовому доходу. Это требование обязывает участника СЭЗ 90% доходов получать от той деятельности, которая определена на СЭЗ. В новом Налоговом кодексе вопрос будет решен путем разделения учета доходов по приоритетной и неприоритетной деятельности. Соответственно, по приоритетной деятельности будет освобождение от КПН (корпоративного подоходного налога), по иной деятельности КПН будет оплачиваться в общеустановленном порядке.

В новом Налоговом кодексе должна быть решена и проблема невозможности применения земельных и имущественных налоговых льгот на этапе строительства. Льготы будут предоставляться с момента регистрации участника СЭЗ.

Также внесен альтернативный механизм усиления ответственности самих участников СЭЗ для улучшения ситуации с льготами по нулевой ставке НДС на ввоз товаров на территории СЭЗ. Для этого требовалось финансовое обеспечение от управляющих компаний в Департамент государственных доходов Республики Казахстан в размере 250 МРП (из расчета 1 месячный расчетный показатель 411 рублей, это примерно 102,75 тысяч рублей).

«Также оптимизация администрирования льготы по нулевой ставке НДС сегодня очень зарегулирована эта льгота и многие участники СЭЗов отказываются от получения этой льготы в связи с тем, что очень сложно его физически получить», описал ситуацию министр по инвестициям и развитию.

Еще одним тормозящим фактором, по мнению министра, является жесткое отраслевое ограничение. Порядок расширения приоритетных видов детальности является сложным и долгим процессом. Этот вопрос уже решается в рамках законопроекта по разграничению полномочий, который на данный момент находится в парламенте.

«Это позволит ускорению принятия решения по новым проектам, которые не включены в приоритетные виды деятельности СЭЗов», — отметилЖенис Касымбек.

Кроме того, одним из наиболее больных вопросов являются длительные сроки получения земли. В этой связи предлагается упростить процедуру выдачи земли участникам СЭЗ. Также предлагается повысить ответственность участников СЭЗ за нерациональное использование земель.

Что касается индустриальных зон, то их особенностью является то, что они направлены на небольшие производства, то есть на развитие малого и среднего бизнеса. Всего на территории Казахстана действуют 22 индустриальные зоны промышленной инфраструктуры под проекты обрабатывающей промышленности. На их строительство выделено порядка 53 миллиардов тенге (9,6 миллиарда рублей). В индустриальных зонах запущено 107 производств, с объемом инвестиций порядка 100 миллиардов тенге (18,12 миллиарда рублей). Создано 7 700 рабочих мест. На стадии реализации, по словам Касымбека, находятся еще порядка 150 инвестпроектов. Сейчас министерство проводит аудит индустриальных зон для установления KPI. После этого, к концу месяца будут установлены конкретные KPI (по аналогии с СЭЗ) — объем инвестиций, производства и количество рабочих мест.

Основной проблемой, препятствующей их развитию, по словам министра, является отсутствие законодательного регулирования деятельности индустриальных зон. На данный момент их деятельность закреплена в Предпринимательском кодексе, где определено лишь понятие. Кроме этого, в программе «ДКБ — 2020» определен механизм финансирования, однако он утратит свою силу к 2020 году. Помимо этого, сообщил Касымбек, нужно решить такие вопросы как создание и функционирование частных индустриальных зон, определение полномочий управляющей компании по управлению индустриальными зонами, оформление и выдача документации, управление инфраструктурой и сетями. Для решения всех этих вопросов предлагается внести необходимые изменения в законодательство.

Тормозит развитие индустриальных зон, по признанию министра, и отсутствие единого государственного органа, который отвечает за политику создания, функционирования индустриальных зон. В этой связи прозвучало предложение передать от Министерства национальной экономики Республики Казахстан в Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан функции по формированию госполитики вопросов развития индустриальных зон. При этом вопросы развития самих зон оставить в ведении акиматов (администраций) на местах.

Министерство также отмечает необходимость законодательной регламентации земельных вопросов, предусматривающей упрощенный порядок оформления, правовую основу по возврату земель, в случае недобросовестного или нерационального использования и гарантии по передаче земельного участка в собственность инвесторам после реализации проекта.

Для снижения издержек предлагается использовать уже существующие объекты с соответствующим инфраструктурным обеспечением.

«МИР РК предлагает предусмотреть механизм выкупа простаивающих производственных баз (бывшие крупные заводы) с необходимой инфраструктурой для развития индустриальных зон, что может обходиться государству намного дешевле, чем строить новые зоны», сказал Женис Касымбек.

Напомним, во время визита в Южную Корею президент Казахстана Нурсултан Назарбаевпредложил корейским инвесторам взять в управление свободные экономические зоны (СЭЗ) в Казахстане.

Читайте также: В Китае с подачи Казахстана обсудили развитие СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота»

Напомним, существующие в Казахстане СЭЗы можно условно разделить на три группы.

Промышленно-производственные зоны:

  • СЭЗ «Морпорт Актау» в Мангистауской области (легкая промышленность, химическая, металлургическая промышленность). Собственник — Акимат Мангистауской области (100%). Готовность инфраструктуры — 100%;
  • СЭЗ «Онтүстік» в Южно-Казахстанской области (легкая и текстильная промышленность). Собственник — акимат (администрация) Южно-Казахстанской области (100%). Готовность инфраструктуры — 100%;
  • СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области (нефтехимическая промышленность). Собственники — Министерство энергетики Республики Казахстан (93,3%), ТОО «Объединенная химическая компания» (6,7%). Готовность инфраструктуры — 20%;
  • СЭЗ «Павлодар» в городе Павлодар (химическая и нефтехимическая промышленность). Собственник — акимат Павлодарской области (100%). Готовность инфраструктуры — 15%;
  • СЭЗ «Сарыарқа» в Карагандинской области (металлургия и машиностроение). Собственник — акимат Карагандинской области (100%). Готовность инфраструктуры — 100%. Свободно 270 гектаров;
  • СЭЗ «Химический парк Тараз» в г. Тараз (химическая промышленность). Собственник — ТОО «Объединенная химическая компания (100%). Готовность инфраструктуры — 75%

Сервисные:

  • СЭЗ «Астана — новый город» в городе Астана (легкая промышленность, автомобилестроение, авиационная, химическая). Собственник — ГУ «Управление по инвестициям и развитиям города Астана» (100%). Готовность инфраструктуры — 65%. Свободно порядка 60 гектаров;
  • СЭЗ «Бурабай» в Акмолинской области (туризм). Собственник — ГУ «Территориальный департамент КИТ МИР РК — Администрация СЭЗ «Бурабай» (100%). Готовность инфраструктуры — 100%;
  • СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» в Алматинской области (логистика). Собственник — АО «НК «Қазақстан темір жолы» (100%). Готовность инфраструктуры — 100%;

Технико-внедренческая зона:

  • СЭЗ «Парк информационных технологий» в городе Алма-Ате (приборостроение). Автономный кластерный фонд — 100%. Готовность инфраструктуры — 100%.

Индустриальные зоны Республики Казахстан (22):

  • Индустриальная зона «Аральский район». Площадь 10 гектаров.
  • Индустриальная зона «Шиелийский район». Площадь 50 гектаров.
  • Индустриальная зона «Серпін». Площадь 22 гектаров.
  • Индустриальная зона «Өндіріс» (Кызылординская область). Площадь 760 гектаров.
  • Индустриальная зона «Кармакшинский район». Площадь 15 гектаров.
  • Индустриальная зона «Казалинский район». Площадь 12,7 гектаров.
  • Индустриальная зона «Актобе». Площадь 200 гектаров.
  • Индустриальная зона «Өндіріс» (Восточно-Казахстанская область). Площадь 92 гектаров.
  • Индустриальная зона «Талдыкорган». Площадь 549,9 гектаров.
  • Индустриальная зона «Оңтүстік». Площадь 337 гектаров.
  • Индустриальная зона «Кентау». Площадь 25 гектаров.
  • Индустриальная зона «Туркестан». Площадь 40 гектаров.
  • Индустриальная зона «Созакского района». Площадь 50 гектаров.
  • Индустриальная зона «Казыгуртского района». Площадь 40 гектаров.
  • Индустриальная зона «Мактааральского района». Площадь 28 гектаров.
  • Индустриальная зона «Тюлькубасского района». Площадь 55 гектаров.
  • Индустриальная зона «Шардаринский район». Площадь 35 гектаров.
  • Индустриальная зона «Тассай». Площадь 89 гектаров.
  • Частная индустриальная зона «ИЛЦ Даму». Площадь 200 гектаров.
  • Частная индустриальная зона «SGT Group». Площадь 47 гектаров.
  • Частная индустриальная зона «ЖигерМунайСервис». Площадь 14,1 гектаров.
  • Частная индустриальная зона ТОО «Даулет». Площадь 35 гектаров.