Назарбаев в Китае: как Казахстан участвует в форуме «Один пояс, один путь»
Астана, 15 мая, 2017, 17:37 — ИА Регнум. Проект «Экономический пояс Шелкового пути» в его сухопутной части завязан на две страны — Россию и Казахстан, через которые идут железнодорожные и автомобильные маршруты на запад. Однако, так как пути в Казахстан идут через Западный Китай и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, что крайне важно для ликвидации неравенства и сепаратизма, то для Китая Казахстан предпочтительнее как транзитная страна.
Сама идея этого проекта была озвучена лидером КНР Си Цзиньпинем в Астане в сентябре 2013 года. Учитывая все это, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев никак не мог игнорировать форум «Один пояс, один путь» в Пекине.
Президент Казахстана прибыл в Пекин 13 мая, накануне открытия форума. Основная цель форума заключается в обсуждении направлений активизации сотрудничества, создании платформ взаимодействия и обмена результатами сотрудничества в рамках китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути». На нем рассматривались такие ключевые вопросы, как инфраструктурная связь, торгово-экономическое сотрудничество, промышленные инвестиции, энергетика и ресурсы, финансовая поддержка, защита окружающей среды.
В своем выступлении президент Казахстана отметил усилия КНР по сохранению глобального мира и стимулированию мировой торговли:
«Патернализм и применение политически мотивированных санкций ухудшили экономическую активность и жизнь миллионов людей. Как результат — мировая экономика и торговля в последние годы демонстрируют вялость и спад. В этих условиях мир стал остро нуждаться в новом драйвере для стимулирования международной кооперации. Инициатива «Один пояс, один путь» позволяет формировать новую геоэкономическую парадигму, успешная реализация которой принесет пользу странам с суммарным населением 4,4 млрд человек» — заявил Нурсултан Назарбаев.
«Провозглашенный подход «стабильность через совместное развитие» является сегодня привлекательной формой международного сотрудничества, отражающей экономические интересы десятков стран. В этой связи, сейчас, когда видны определенные контуры Шелкового пути, необходима совместная стратегическая координация этой макрорегиональной кооперации. Также, реализация инициативы Шелкового пути позволяет по-новому позиционировать целые регионы, в том числе Центральную Азию в глобальном контексте», — отметил президент Казахстана.
Кроме того, Назарбаев отметил важную роль Евразийского экономического союза в этом процессе:
«Новым смыслом наполняется идея создания единого экономического пространства «Большой Евразии». Экономический пояс Шелкового пути может выгодно связать платформы ШОС, ЕАЭС и Европейского Союза в единую региональную территорию процветания».
На форуме прозвучали предложения по развитию транспортных маршрутов в рамках проекта «Один пояс, один путь»:
1. Необходимо последовательное облегчение прохождения товарных потоков через повышение уровня сервиса и устранение административных барьеров.
2. Развитие сельскохозяйственной кооперации с целью обеспечения продовольственной безопасности стран, расположенных вдоль «Шелкового пути».
3. Целесообразно рассмотреть вопросы совместного финансирования проектов, создания центров НИОКР и трансферта технологий, инновационных компаний, венчурных фондов.
4. Также делать упор на проблему рационального управления водными ресурсами внутриконтинентальных трансграничных рек, которые могут быть транспортными артериями.
Также в рамках форума Нурсултан Назарбаев встречался с лидерами иностранных государств, из которых стоит отметить беседы с президентом РФ Владимиром Путиным и президентом Турции Реджепом Эрдоганом, с которыми обсуждалось проведение Астанинских переговоров по Сирии. Отмечая результаты Астанинского процесса, Эрдоган подчеркнул его значимость для продолжения диалога по сирийскому вопросу в Женеве.
Вне форума президент Казахстана отдельно встретился с премьером Государственного совета Китайской Народной Республики Ли Кэцяном и провел встречу с председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. Во время переговоров поднимались как вопросы казахстано-китайского сотрудничества, так и проблемы мировой политики и экономики.
Читайте также: Си Цзиньпин призвал лидеров стран к возрождению духа Шелкового пути
Надо отметить, что в ответ на выступление Нурсултана Назарбаева на сессии «Объединенное взаимодействие для взаимосвязанного сотрудничества» форума, председатель КНР Си Цзиньпин назвал Казахстан «чемпионом» по транзиту трансконтинентальных перевозок. И для этого есть определенные основания, которые во многом остались вне поля зрения из-за форума.
В первую очередь, это успехи железнодорожного транспорта — с начала 2017 года по всем маршрутам железнодорожных грузовых перевозок между Китаем и Европой отправлялось ровно 1000 поездов. Как свидетельствуют последние данные Китайской железнодорожной корпорации, с начала этого года по маршрутам Китай — Европа отправлялось на 612, или на 158% больше грузовых составов против показателя того же периода 2016 года.
Между Китаем и Европой курсируют международные грузовые экспрессы, эксплуатирующиеся Китайской железнодорожной корпорацией под единым логотипом «Express CR». На данный момент для экспрессов CR был открыт 51 маршрут, связывающий 28 китайских городов с 29 городами 11 европейских стран. Поезда следуют в основном по трем направлениям: восточному — через погранпереходы Маньчжоули и Суйфэньхэ на границе с Россией, центральному — через Эрэн-Хото на границе с Монголией и западному — через Алашанькоу и Хоргос на границе с Казахстаном.
Примечательно, что ассортимент товаров, перевозимых экспрессами CR, постоянно увеличивается. Если в начальный период действия грузовых перевозок из Китая в Европу отправлялись главным образом мелкие товары и электронные изделия, то сейчас список экспортных статей пополнился текстильными изделиями, автомобилями и запчастями к ним, продукцией машиностроения и мебелью. В то же время поезда из Европы перестали возвращаться пустыми, они везут в Китай различные товары, такие как испанское вино, польское молоко, болгарское розовое масло, а также немецкие автомобили.
Во-вторых, на днях был полностью завершен проект Магистрального газового коридора Казахстан-Китай. Теперь газ из Туркмении, Узбекистана и Казахстана обеспечивает как южные районы Казахстана, так и западные районы Китая. Это важно не только с экономической точки зрения, но и с политической — 20 лет назад, в 1997 году китайская компания «Петрочайна» успешно выиграла тендер на строительство объекта по разработке нефтяных месторождений в Актобе, и именно с этого началось сотрудничество между Китаем и Казахстаном в нефтегазовой сфере.
В-третьих, компании АО «Самрук-Казына» подписали ряд соглашений с китайскими партнерами в рамках визита Нурсултана Назарбаева в КНР.
В Пекине были подписаны два соглашения по строительству горнометаллургического комплекса на базе титаномагнетитового (железо с содержанием ванадия) месторождения Масальское в Акмолинской области. Контрактное соглашение между ТОО «Масальский горно-обогатительный комбинат» и китайской корпорацией China National Technical Import and Export Corporation (далее — CNTIC) предусматривает намерение заключить договор подряда на строительство горнометаллургического комплекса. Планируется, что комплекс будет включать в себя всю цепочку — от добычи руды до выпуска различных сортов высокомарочной стали. Суммарные эксплуатационные запасы руды по категориям С1 и С2 на Масальском месторождении составляют 729 млн тонн. Также между ТОО «Масальский горно-обогатительный комбинат» и Эксим Банком КНР было подписано рамочное соглашение о финансировании проекта.
Кроме того, АО НК «Қазақстан Темір Жолы» заключила в Пекине договор купли-продажи 49% доли участия в ТОО «KTZE — Khorgos Gateway». С китайской стороны документ подписали China COSCO Shipping Corporation Limited и ООО «ГК «Порт Ляньюнган». Привлечение якорных стратегических инвесторов обеспечит рост объемов транзитных грузов через Сухой порт СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота».
Читайте ранее в этом сюжете: Казахстан будет сертифицировать сельхозпродукцию для Китая
Объем импорта КНР возрастет до $8 трлн к 2022 году
КНР и Казахстан укрепят стратегическое партнерство во имя «Шелкового пути»