В 2016 году в России выявлено 898 нарушений законодательства в сфере государственных закупок на общую сумму 53,1 млрд рублей, в том числе 823 нарушения 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на общую сумму 48,8 млрд рублей (в 2015 г. — 450 нарушений на общую сумму более 17 млрд рублей). Таковы результаты контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой РФ.

По итогам проверок Счетной палатой отмечен ряд положительных изменений в части реализации 44-ФЗ, в том числе рост относительной экономии по результатам закупок для федеральных и муниципальных нужд — 8,8% (по итогам 2015 г. — 7,6%). Также произошел рост объявленных закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций — на 35% (объявлено в 2016 году на сумму 1,9 трлн. рублей).

Среди отрицательных моментов реализации 44-ФЗ отмечается отсутствие на протяжении двух последних лет роста показателей конкурентности закупок (среднее количество участников закупок — три заявки на один лот).

Причины, по мнению Счетной палаты, — постоянно меняющееся и сложное законодательство о контрактной системе, что затрудняет правоприменительную практику, а также затянувшийся переход на электронные конкурсы и запросы котировок.

Мониторинг также выявил ряд проблем при планировании, нормировании и обосновании закупок. Так, планы закупок не стали в полной мере источником обоснований бюджетных ассигнований на закупки при формировании бюджета на 2017−2019 гг.

Сохраняется значительный разброс предельных цен на одноименные товары у различных федеральных органов исполнительной власти (от 4 до 37,5 раза).

По-прежнему выявляется значительное количество нарушений при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов.

Кроме того, выявлены коррупционные риски, связанные с установлением необоснованного размера аванса по долгосрочным контрактам, условия которых не предполагают выполнения значительного объема работ в первые годы строительства. Ситуация позволяет подрядчикам размещать большую часть полученных средств от заказчика в банках для получения процентного дохода.

Что касается корпоративных закупок (223-ФЗ), то здесь положительных изменений пока не отмечено, коррупционные риски сохраняются.

По итогам проведенного мониторинга Счетная палата предлагает провести анализ предельных цен на закупаемые товары, работы, услуги и принять меры по сокращению их значительного разброса, закрепить за правительством РФ полномочие по изданию нормативного правового акта о порядке авансирования госконтрактов, а также внести изменения в 223-ФЗ, устанавливающие исчерпывающие перечни конкурентных способов осуществления закупок.

Читайте также: Правительство РФ вводит контроль за госзакупками ФГУП и МУП

Как сообщало ИА REGNUM, в марте 2017 года правительство РФ установило государственный контроль за закупками государственных и муниципальных унитарных предприятий (ФГУП и МУП), осуществляемыми за счёт средств субсидий из федерального бюджета.

Читайте также: Правительство РФ утвердило перечень безавансовых товаров при госзакупках