За время своего существования особые экономические зоны (ОЭЗ) действенным инструментом поддержки национальной экономики России так и не стали. В 2016 году ситуация кардинально не изменилась: реальный экономический эффект от функционирования ОЭЗ так и не достигнут. Таковы данные анализа, проведенного Счетной палатой РФ.

«За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тыс. рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места на территориях ОЭЗ направлено 9,1 млн руб. бюджетных средств, а с учетом инвестиций, вложенных резидентами ОЭЗ, этот показатель увеличивается до 21 млн рублей», — отметил аудитор Сергей Агапцов.

Общий объем осуществленных резидентами инвестиций составил 217,7 млрд руб., что составляет всего 33,5% от заявленного объема. При этом основной объем инвестиций (77,4% общего объема) привлечен резидентами трех ОЭЗ (в Татарии «Алабуга», Липецкой области и г. Санкт-Петербурге).

Общий объем уплаченных резидентами налоговых и таможенных платежей на 1 января 2017 г. составил 38,8 млрд руб., в подавляющем объеме резидентами ОЭЗ «Алабуга» (Татария) и «Липецк». При этом резидентам ОЭЗ предоставлено налоговых льгот и таможенных преференций в общем объеме 28 млрд руб.

На сегодняшний день относительно эффективными можно признать только деятельность ОЭЗ, созданных на территориях Татарии («Алабуга»), Липецкой, Самарской областях и в г. Санкт-Петербурге, так как объем осуществленных резидентами инвестиций по этим зонам в основном превысил объем вложенных средств федерального бюджета. При этом следует отметить, что указанные ОЭЗ изначально создавались в регионах с благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом.

Что касается остальных ОЭЗ, то их деятельность или неэффективна или вообще не осуществляется.

Как отметили в СП РФ, одной из причин сложившейся ситуации является ненадлежащее исполнение Минэкономразвития России, органами исполнительной власти регионов и управляющими компаниями возложенных на них полномочий по управлению, созданию и развитию ОЭЗ.

Проведенный анализ также показал, что при планировании бюджетных ассигнований на создание ОЭЗ по-прежнему сохраняется практика принятия разовых решений, отсутствие прозрачности и единых подходов по процедуре планирования и обоснованности объема бюджетных инвестиций в виде взносов в уставный капитал АО «ОЭЗ» и его дочерних обществ (управляющих компаний).

Так, по мнению Счетной палаты, не в полной мере обосновано увеличение в 2016 г. уставного капитала АО «ОЭЗ» на сумму 5,2 млрд руб., из которых 476,8 млн руб. направлено ОЭЗ «Липецк», 500 млн руб. — ОЭЗ «Лотос» (Астраханская область) 3,3 млрд руб. — ОЭЗ «Калуга» и 1 млрд руб. — АО «Курорты Северного Кавказа».

До настоящего времени Минэкономразвития не завершена процедура безвозмездной передачи имущества ликвидированных ОЭЗ в государственную собственность регионов.

По состоянию на 1 января 2017 г. порядок компенсации затрат органам исполнительной власти регионов на создание инфраструктуры ОЭЗ, а также механизм передачи имущества АО «ОЭЗ» регионам не утверждены. Кроме того, выявлены и другие нарушения.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в правительство РФ. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, с 2005 по 2016 год в России было создано 36 особых экономических зон (ОЭЗ) на территориях 31 региона. С 2010 по 2016 год досрочно прекращена деятельность 10 ОЭЗ. По состоянию на 1 января 2017 г. на территориях 23 регионов существуют 26 особых экономических зон (ОЭЗ), из них 10 промышленно-производственного типа, шесть технико-внедренческого типа, девять туристско-рекреационного типа и одна портового типа.

Читайте развитие сюжета: Инвесторов в Крым предложили защитить от санкций через механизм трастов