Ввод в эксплуатацию железнодорожного соединения Варшавы с Таллином по Rail Balticа состоится не ранее 2030 года. Об этом сегодня, 18 января, ИА REGNUM сообщили в канцелярии парламенте Эстонии со ссылкой на премьер-министра, председателя левой Центристской партии Юри Ратаса.

Выступая в парламенте, он заявил, что проект финансируется Еврокомиссией и прибалтийскими государствами с 2013 года на основании регламента ЕС из средств программы Connecting Europe Facility (CEF). При этом доля финансирования эстонского участка дороги самой Эстонией составляет 19%.

По словам Ратаса, общая стоимость проекта Rail Balticа, связанной с ней инфраструктуры и иных сооружений составляет до 4,8 млрд евро (весь путь протяженностью 730 км), а на долю эстонского отрезка приходится 1,3 млрд евро. Страна должна профинансировать из этих средств 186 млн евро.

В Эстонии финансирование покрывает такую деятельность, как исследования, техническое проектирование железнодорожной трассы на территории государства, а также строительство железнодорожной насыпи и многоуровневых транспортных развязок, строительство пассажирских терминалов в Пярну, Юлемисте, а также строительство трамвайной дороги между Таллинским аэропортом и терминалом Юлемисте. Эти начальные этапы строительства будут завершены к концу 2020 года, после чего должна начаться прокладка самих ж/д путей и соответствующей технической инфраструктуры.

Ратас признал, что дальнейшее финансирование Rail Baltic после 2020 года пока обсуждается в Еврокомиссии и не утверждено: «Планирование первичного бюджета на новый период финансирования ЕС, который начнется в 2021 году, находится на стадии инициирования со стороны государств-членов ЕС и Европейской комиссии». В то же время он уверен, что дальнейшее финансирование проекта будет обеспечено, так как запланированная скоростная электрифицированная железная дорога Rail Baltic объединит Финляндию и прибалтийские страны по оси «север-юг» с существующей западноевропейской сетью железных дорог со стандартной для ЕС шириной железнодорожного полотна в 1435 мм.

Ратас заявил, что Эстония рассчитывает стать перевалочным пунктом для обслуживания грузов и пассажиров при переходе с «европейской» колеи 1435 на «русскую» 1520 мм. «В Эстонии такими пунктами для пассажиров станут вокзал Юлемисте и Пярну. Пунктом для перемещения грузов станет область порта Мууга и, скорее всего, грузовой терминал Соодевахе в волости Раэ, а также грузовой терминал в Пярну. По сути, речь идет о создании нового железнодорожного товарного коридора», — сказал политик. Он добавил, что Rail Balticа важна не только с точки зрения создания железнодорожного соединения, но и внутригосударственных пассажирских перевозок. Например, следование по маршруту Таллин-Рапла-Пярну станет намного удобнее.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, в октябре 2016 года накануне отставки премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас заявил парламенту, что «Эстонии нужна Rail Balticа, чтобы мы были связаны с Западной Европой как стратегически и политически, так и экономически. Через 10 лет не должно быть справедливым утверждение, что страны Прибалтики — это аномалия в Европе, откуда поездом можно уехать только на восток». Рыйвас считает Rail Balticа «стратегически важным коридором для Европы» (в Эстонии и странах Евросоюза под Европой подразумевают не географическое понимание континента, а исключительно территорию Евросоюза и связанных с ним стран — прим. ИА REGNUM ). Ранее сроком началом эксплуатации Rail Balticа называлось начало-середина 2020-х годов.