Украинские власти поднимут оборонные расходы на 275 млн долларов. Такой удар по собственному бюджету заставляет Киев спешно искать пути его восполнения. Как сообщает «Комсомольская правда», одним из таких путей станет удвоение транзитных ставок на транспортируемый из России аммиак. Однако, по мнению экспертов, это решение может привести к совершенно противоположному результату, и Украина понесет ощутимые финансовые потери.

18 октября президент Украины Петр Порошенко одобрил выделение из госбюджета дополнительных 7,1 млрд гривен (более 275 млн долларов) на оборону и безопасность.

Ранее для этих целей киевские власти зарезервировали 5% ВВП или 129 млрд гривен, превысив прошлогодние показатели почти на 560 млн долларов. Пополнить истощенные такими затратами финансовые запасы страны в Киеве предлагают привычными методами: повышением транзитных ставок для перемещаемой через территорию Украины российской продукции. Только в этот раз заработать решили не на газе, а на другом продукте химпрома — аммиаке, с начала 80-х годов поставляемом к порту отгрузки в Одессе по прямому трубопроводу с российских заводов, крупнейшим из которых является «Тольяттиазот».

В проекте нового Налогового кодекса страны прописано, как можно заработать лишние 2,4 млрд гривен: для этого ставку транзита аммиака повысят с 2,4 до 4,8 доллара за тонну.

Таким образом, отмечает издание, украинское правительство, не стремясь хоть как-то развивать экономику страны, пытается подлатать госбюджет за счет российских партнеров по бизнесу. При этом оно не ставит в расчет тенденции рынка, согласно которым мировые цены на аммиак устойчиво снижаются, и Киев от столь недальновидного решения может, наоборот, потерять то, что сейчас имеет.

«Аммиак и производные удобрения стабильно дешевеют, на них идет общее снижение мировых цен, — отметил аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. — Для этого есть несколько причин: удешевление сырья, рост производства в странах Юго-Восточной Азии, особенно в Китае, снижение цен на продовольствие».

В 2012 году тонна аммиака на мировом рынке стоила от 700 долларов. К октябрю 2016-го его стоимость снизилась до 160 долларов за тонну, и в ближайшие годы цена этого сырья будет лишь падать. Такие тенденции вместе с новым тарифом на транспортировку продукта (примерно 55 долларов за прокачку тонны аммиака), по сути, делают российские производства аммиака неэффективными вплоть до нерентабельности.

Скорее всего, в случае повышения тарифа российские заводы решат и вовсе остановить транзит, чем по сути работать на соседнее государство ценой собственных убытков. Возможно, именно такую цель и преследуют киевские министры —

подорвать важную стратегическую отрасль экономического партнера, заблокировав работу главного транзитера аммиакопровода — ОАО «Тольяттиазот». О том, что от этого пострадают и все включенные в цепочку украинские предприятия, в Киеве, по всей видимости, предпочитают не думать.

«Украина рубит сук, на котором сидит, это совершенно несомненно, — заявил генеральный директор «Центра политической информации» Алексей Мухин. — Но рубит она его с определенной целью. Для киевского руководства, чем хуже — тем лучше. Ведь оно полностью доверилось «вашингтонскому обкому» и пытается поставить себя на его баланс. Именно с этим связано такое маниакальное желание обрубить все связи с Россией, чтобы, предъявив обрубленные концы Вашингтону, требовать от него компенсацию за понесенный ущерб. Это похоже на человека, который страхуется, потом сжигает свой дом и приходит требовать страховку».

В пользу антироссийской версии говорят и действия известного своими антироссийскими взглядами губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. Экс-президент Грузии активно участвует в приватизации Одесского припортового завода (ОПЗ), в котором заканчивается протянутый из России аммиакопровод.

В общей ситуации вокруг ОПЗ снова демонстрируется «традиционный» подход украинских властей к поискам средств для пополнения госбюджета: вместо того, чтобы искать инвесторов и развивать крупное предприятие, его решили просто продать в частные руки. Но даже это пока не выходит — приватизацию завода несколько раз откладывали и недавно вновь перенесли, теперь до декабря 2016 года.

Как сообщают украинские СМИ, Кабинет министров утвердил условия повторного конкурса по приватизации ОПЗ, общий долг которого сейчас составляет около 300 млн долларов. Фонд госимущества Украины предложил стартовую цену аукциона завода на уровне 5 млрд гривен. В складывающейся ситуации «Тольяттиазот» будет вынужден переключиться на альтернативные маршруты транспортировки продукции, перенаправив свой аммиак вместо Одессы в российский порт «Тамань». Работы по этому проекту идут давно, ввод в строй первой очереди назначен на 2017 год.

«По поводу повышения Украиной платежей за транзит: сейчас строится порт «Тамань», в котором будут наливные терминалы. То есть со временем у нас потоки транспорта аммиака просто будут перенаправлены на этот порт в Краснодарском крае», — полагает Алексей Калачев.

Кроме того, «Тольяттиазот» может и вовсе остановить свои агрегаты из-за повышения Украиной транзитных ставок. Компания уже остановила на ремонт один из агрегатов аммиака, остальные пока работают на проектной мощности. Как отметили в «ТоАЗе», российский производитель следит за состоянием мирового рынка и рассматривает различные сценарии, выполнение которых будет зависеть в том числе и от решений украинских властей по тарифам на транзит аммиака.

Итак, украинские власти в очередной раз предпочли не развивать собственную экономику, а обогащаться за счет российских партнеров. Но привычная схема «транспортного рэкета» дала сбой. Тот же газ вскоре начнут транспортировать через «Турецкий поток», а российский аммиак тоже пойдет в обход Украины. Бюджет Украины недосчитается огромных сумм, многие предприятия станут ненужными, в том числе и до сих пор не приватизированный Одесский завод. Россия же, наоборот, из-за развития инфраструктуры получит новые экономические возможности.