Рост цен в России за первое полугодие 2016 года составил 3,3%, а годом ранее — 8,28. Правда, в прошлом году основной вклад в это значение внес первый квартал — 7,28% против всего 2,05 в нынешнем. Динамика показателей второго квартала — обратная, в мае и особенно в июне инфляция в 2016 году выше, чем в предыдущем. Июньское ускорение роста цен на бензин носит традиционный характер, следовательно, не оказывает существенного значения на различия в июньской инфляции 2015 и 2016 годов, заявил доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г. В. Плеханова Кирилл Парфенов, комментирую корреспонденту ИА REGNUM ситуацию с инфляцией в стране.

«Инфляция, конечно, важный показатель. И ее замедление может быть признаком хотя бы начала оздоровления экономики. Но если мы переходим от масштабов страны к конкретному кошельку, поводов для оптимизма не так и много. Если инфляция за шесть месяцев составила 3,4%, то картофель подорожал на 40%. Центробанк обосновывает это тем, что за первый квартал нынешнего года спрос на «второй хлеб» вырос на 28%. Вероятно, не потому, что потребовалось больше гарнира к стейкам из мраморной говядины, а потому, что картофель все более значительной части населения заменяет те продукты, которые становятся не по карману. Поэтому, приветствуя снижение инфляции, не стоит забывать о том, что зарплаты бюджетников и пенсии находятся в «замороженном состоянии». Это серьезный фактор сокращения платежеспособного спроса и, следовательно, замедления роста цен. Вот только сводить концы с концами людям становится все труднее. И с этой точки зрения средний рост тарифов на услуги ЖКХ, оказавшийся в 2016 году в два с лишним раза ниже, чем в прошлом, безусловное благо», — считает эксперт.

«В соответствии с существующими нормами предельно допустимый рост тарифов ограничен ожидаемым ростом инфляции. Очевидно, что уже второй год подряд тарифы инфляцию «не догоняют». Складывающаяся ситуация приводит к хроническому недофинансированию отрасли. Страдают от этого не только «проклятые монополисты». Оказание целого ряда коммунальных услуг осуществляют муниципальные унитарные предприятия (МУПы), которые с трудом сводят концы с концами даже с учетом дотаций из дефицитных бюджетов муниципальных образований. В первую очередь это, конечно, водоснабжение, водоотведение и электроснабжение. В «зоне ответственности» МУПов водопроводы, канализации, уличные электросети. За пределами Москвы, Санкт-Петербурга и столиц нескольких субъектов с профицитными бюджетами практически везде коммунальная инфраструктура была создана еще в советский период и сегодня представляет собой вполне гоголевскую прореху на человечестве. Заниженные платежи за коммунальные услуги превращают бюджет коммунальщиков в «тришкин кафтан»: они просто не могут своевременно и в достаточном объеме латать обветшавшие трубы», — высказал свое мнение Парфенов.

«Укрощение» тарифов на коммуналку дает возможность сэкономить деньги не только на картошку, но и — хотя бы иногда — мясо к этой картошке. Но чем обернется такая вынужденная экономия через несколько лет, когда советское коммунальное наследство обветшает окончательно, лучше не думать», — задается вопросом эксперт.

Читайте также: В РФ инфляция выросла вслед за тарифами ЖКХ