Россия помогла Белоруссии пополнить бюджет на 20 трлн рублей от нефтепошлин
Минск, 4 апреля, 2016, 12:23 — ИА Регнум. В консолидированном бюджете Белоруссии 2015 года налоговые поступления сформировали 83,6% доходов. Об этом говорится в докладе «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь», опубликованном на сайте Минфина страны.
Налоговые доходы в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, увеличились на 17,9% в номинальном выражении (на 1,3% — в реальном выражении), а неналоговые доходы увеличились на 46,2% в номинальном выражении (на 25,6% — в реальном выражении). Безвозмездные поступления уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,8% в номинальном выражении (на 25,1% — в реальном выражении). В целом доходы консолидированного бюджета увеличились по сравнению с 2014 годом на 21,5% в номинальном выражении (на 4,3% — в реальном выражении).
«Формирование налоговых доходов за 2015 год на 90,8% обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость (32,6%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (17,6%), подоходного налога (16,6%), налога на прибыль (9,8%), акцизов (8,7%), налогов на собственность (5,5%)», — сказано в докладе.
Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, добытую в Белоруссии, составили 2,9633 трлн бел.руб., 20,025 трлн бел.руб. — на экспортируемые нефтепродукты и 6, 8895 трлн бел.руб. — на калийные удобрения. Их удельный вес в консолидированном бюджете составил 1,1%, 7,5% и 2,6% соответственно. Для сравнения: в 2014 году их удельный вес составлял 2,6%, 0,4% и 0,2% соответственно.
«Изменение структуры налоговых доходов за 2015 год по сравнению с 2014 годом обусловлено, главным образом, увеличением поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности (на 7,9 п.п.) за счет зачисления в 2015 году в бюджет Республики Беларусь вывозных таможенных пошлин от экспорта нефтепродуктов и возобновления взимания вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения», — констатировали в Минфине.
В 2015 году поступления по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности в разрезе основных доходных источников поступления составили 39,2 трлн бел.руб. (увеличение в 2,1 раза в номинальном и в 1,8 раза в реальном выражениях), сказано в отчёте. В Минфине отметили, что в структуре консолидированного бюджета 59,9% составляют доходы республиканского бюджета и 40,1% — доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).
В докладе также отмечено, что ВВП республики за 2015 год упал на 3,9% в сопоставимых ценах. Объём внешней торговлитоварами сократился по сравнению с январём-декабрём 2014 сократился года на 25,6%, в том числе экспорт — на 26%, импорт — на 25,2%, объём внешнеторгового оборота за 2015 год составил $57 млрд. Сальдо внешней торговли товарами в январе-декабре2015 года сложилось отрицательным (-$3,6 млрд) и было ниже показателя по итогам 2014 года (— $4,4 млрд).
«Инфляция на потребительском рынке за 2015 год составила 13,5%, что на 4,6% ниже уровня соответствующего периода 2014 года», — сказано в докладе Минфина.
Как сообщало ИА REGNUM, до 2015 года Белоруссия была обязана перечислять в российский бюджет вывозные пошлины при экспорте за пределы Таможенного союза российской нефти и нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. После того, как правительство РФ объявило о «большом налоговом маневре» в нефтяной сфере, официальный Минск затребовал себе компенсаций, затормозив ратификацию договора об образовании Евразийского союза.
В октябре 2014 года в Сочи прошли белорусско-российские межправительственные переговоры, по итогам которых правительство РФ заявило о готовности компенсировать белорусской стороне последствия российского «налогового манёвра» — в итоге весь объём нефтепошлин был перенаправлен из российского в белорусский бюджет.
Замминистра финансов Белоруссии Дмитрий Кийко 10 ноября 2014 года заявил, что данные соглашения позволят в период 2015—2024 гг. дополнительно пополнять госбюджет постсоветской республики на $1,5 млрд. После уступки России Александр Лукашенко одобрил ратификацию договора о ЕАЭС в ППНС и с 1 января 2015 года данный документ вступил в силу. Однако падение цен на нефти и нефтепродуктов в 2015 году не позволило официальному Минску извлечь ожидаемую маржу, ухудшив прогноз на 2016 год.