Экономический кризис внес свои коррективы в расклад на московском рынке недвижимости. Как отмечают риелторы, после «затишья» 2015 года клиенты начали постепенно «просыпаться», хотя сделки пока все равно совершаются лишь в случае реальной необходимости в изменении жилищных условий, а инвестиционный потенциал рынка жилья по-прежнему стремится к нулю, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Количество обращений граждан в компанию за консультациями по выставленным на продажу объектам увеличилось в январе на 16,2% относительно декабря. При этом данный показатель на 28% ниже, чем в январе 2015 года. Для сравнения: в ажиотажном декабре 2014 года динамика потенциального спроса относительно ноября составила 39,2%. В феврале количество обращений в компанию по вопросам купли-продажи недвижимости увеличилось относительно января на 27,9%, а договорных обязательств о проведении сделок — на 74,2%», — заявил корреспонденту ИА REGNUM директор департамента вторичного рынка «ИНКОМ-недвижимость» Сергей Шлома.

По мнению эксперта, такой всплеск спроса объясняется традиционным следствием «полуотпускного» января. Так, потенциальный спрос в феврале 2016 года оказался на 3,8% ниже, чем в феврале 2015 года, а количество договоренностей о предоплате возросло за тот же период на 19,2%.

«Таким образом, в настоящее время мы наблюдаем реализацию планового и значительной части отложенного спроса, который сформировался в прошлом году вследствие неготовности покупателей выходить на рынок: с одной стороны, в ситуации общего непрогнозируемого развития событий, с другой — из-за ожиданий резкого снижения цен», — считает Шлома.

Наименьшим спросом в секторе недвижимости экономкласса пользуются старые квартиры с маленькими кухнями и «хрущевки», объем предложений которых явно превышает спрос, заявила корреспонденту ИА REGNUM управляющий директор брокерского департамента «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости» Ирина Пешич. «Чтобы продать такое жилье, собственнику приходится соглашаться на существенные скидки, особенно, если квартира требует капитального ремонта или находится на первом или последнем этаже», — отметила она.

Как пояснила генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина, покупатель становится более требовательным, поэтому популярностью пользуются наиболее интересные проекты. Особенно это заметно на примере Московской области, где конкуренция выше. «Так как у покупателей сейчас выбор есть, то они предпочитают выбирать дольше, но по той же цене найти наиболее интересные предложения», — пояснила директор.

По слова Шаталиной, в кризис покупателям важны наиболее бюджетные варианты покупки, поэтому клиенты рассматривают варианты уже готовых квартир с отделкой. «На первичном рынке покупателей сейчас больше всего беспокоит вопрос, будет ли в итоге достроен проект или нет. Именно поэтому интерес на первичном рынке к проектам на начальной стадии заметно снизился. Большинство покупок совершается именно в тех корпусах, где уже идет завершающая стадия строительства. Доля инвесторов на первичном рынке значительно снизилась по той причине, что выгода для них от такого вложения средств заметно сократилась. Дело в том, что если ранее инвестор покупал квартиру на этапе «котлована», а после сдачи дома в эксплуатацию уже мог продать ее примерно на 35% дороже, то сейчас значительно снизились темпы роста цен по мере увеличения строительной готовности дома. Сейчас речь идет скорее о росте в 15−17% за весь цикл строительства», — сообщила Шаталина.

Темпы продаж замедлились и в элитном сегменте жилья, сообщила старший менеджер по маркетингу и продажам «Резиденции МОНЭ», дома премиум-класса в центре Москвы Анастасия Томм. Она подчеркнула, что рост активности покупателей в 2015 году связан с периодом роста курса валют. «К примеру, на проекте «Резиденция МОНЭ» летние темпы продаж превзошли ожидания, учитывая, что это не самый продуктивный период года. На протяжении июня — августа квартиры покупались очень активно, мы заключали в 5 раз больше сделок в месяц, чем в весенний период. Осенью этот показатель снизился на 20% из-за очередного роста курсов валют. Завершился 2015 год успешно: в декабре мы вернулись к летним показателям», — сообщила она.

В большей степени клиенты заинтересованы в хорошей локации, качестве строительства и используемых материалов, технологий, надежности застройщика, в необычном дизайне, а также современности и удобстве планировок, отметила она.

«Чаще других на нашем проекте покупают квартиры площадью от 60 до 90 квадратных метров, расположенные на 5−10-м этажах. Но бывает и так, что, подробно изучив детали проекта и планировок, стоимость лотов, многие клиенты меняют выбор в пользу жилья большего метража, расположенного выше», — пояснила Томм.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, в 2015 году эксперты сообщали, что рынок столичной недвижимости замер в ожидании. Риелторские компании отмечали спад продаж. Застройщики корректировали предложения для покупателей.

Читайте также: Новая реальность — рынок недвижимости замер до конца 2015 года