В Национальной палате предпринимателей Казахстана обсудили транзит грузов ввиду российских санкций на товары из Турции и Украины, сообщает сегодня, 29 февраля, пресс-служба организации. О том, как складывается ситуация, председателю президиума палаты Тимуру Кулибаеву отчитался Аскар Мамин, президент национального железнодорожного перевозчика АО «НК «Қазақстан темір жолы», являющийся также председателем Комитета логистики и перевозок Нацпалаты.

«Принимая во внимание сложившуюся ситуацию ввиду распространения российских санкций на товары из Турции и Украины, транспортировка товаров по исторически сформированным маршрутам, как железнодорожным, так и автомобильным, на сегодняшний день регулируется новым порядком ввоза», — доложил Мамин.

Он пояснил, что в настоящее время палатой прорабатываются альтернативные пути доставки для железнодорожного и автомобильного транспорта: через Грузию, Азербайджан, порт Актау. Только для автомобильного: через Турцию — Иран — Туркмению и Узбекистан. «Однако в этом случае практически в два раза увеличиваются сроки доставки и стоимость перевозок», — отмечает пресс-служба палаты.

О доставке турецких товарах Мамин сообщил следующее: «Вследствие введения российской стороной санкций в декабре 2015 года большая часть отечественных перевозчиков была переориентирована на транскаспийский маршрут через порты Баку и Актау. Так, только за январь текущего года через порт Актау прошло 569 АТС (автомобильные транспортные средства. — Прим. ИА REGNUM ), что, в сравнении с прошлым годом, превышает объем перевозок более чем в 10 раз (за январь-ноябрь 2015 года по маршруту Баку-Актау транспортировано 868 АТС)».

Докладчик также отметил, что транспортно-логистическая отрасль принесла экономике страны в 2015 году более 3 млрд тенге (около 0,6 млрд рублей), что на 5,5% больше, чем в 2014 году.

Глава КТЖ не обошел вниманием и китайское направление. Мамин проинформировал, что в настоящее время КТЖ осуществляет вывоз грузов из 11 провинций Китая.

«Это позволило в 2015 году увеличить контейнерный поток Китай-Европа-Китай в 7 раз по сравнению с 2013 годом (с 6,6 тысяч контейнеров до 47,4 тысяч). По оценкам экспертов комитета, в 2016 году прогнозируется увеличение объемов контейнерных перевозок до 94,6 тыс., то есть в 14 раз (в сравнении с 2013 годом)», — говорится в сообщении.

Напомним, прямого транзита с Украины через территорию России не предусмотрено: 1 января 2016 года президент России Владимир Путин подписал указ о порядке транзита грузов с Украины в Казахстан через территорию России. Согласно этому документу, международные транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию РФ осуществляются только с территории Республики Белоруссия.

16 февраля этот вопрос обсудили в ходе телефонных переговоров премьер-министры России и Казахстана Дмитрий Медведев и Карим Масимов.