Причины запрета перевозок через Украину носят явно политический характер, за некоторым исключением, грузы уже давно не шли из Европы в Россию транзитом через эту страну. Компании, которые привыкли просчитывать свои и клиентские риски заранее, уже более года стараются избегать транзита товаров через Украину, понимая, что это ненадежный и даже опасный маршрут. Об этом заявил директор по транспортной логистике Itella в России Андрей Шабардин, комментируя корреспонденту ИА REGNUM запрет Украины на транзит российских фур.

«Тех, кто продолжал возить этим путем, не так много. Также существует поток товаров, которые производятся на территории Украины международными компаниями, сохранившими в этой стране свои производства. Для них, конечно, сейчас сложилась непростая ситуация, так как наземные автомобильные перевозки оказались полностью блокированы. В целом, закрытие перевозок из Украины сильно не влияет на российский рынок, здесь скорее создана искусственная паника», — полагает эксперт.

«В чем сейчас реальная проблема — это в отсутствие договорённости с Польшей. Один из альтернативных путей — транзитом через Прибалтику или Финляндию, далее по суше. Но вследствие этого тарифы перевозчиков и логистических операторов объективно растут из-за себестоимости. Что касается порядка цен, то пока это примерно 800−1000 евро за перевозку, в зависимости от маршрута и стоимости парома, и от того, какой получается перепробег по суше (стоимость топлива)», — пояснил Шабардин.

«В то же время белорусские и прибалтийские перевозчики могут продолжать ездить через Польшу, так как эти компании не затрагивает проблема отсутствия разрешений. Если российские автоперевозчики будут вынуждены идти на повышение тарифов своих услуг из-за повышения себестоимости, то белорусские и прибалтийские, естественно, поднимут свои, ориентируясь на рынок, и будут в дальнейшем влиять на повышение цен на рынке, — сказал эксперт. — Но даже рост тарифов не решит проблему возникающего дефицита машин в Европе, так как белорусские и прибалтийские перевозчики физически не смогут удовлетворить весь спрос на транспортировку товаров в Россию. Доля польских компаний, оказывающих услуги по транспортировке в Россию, составляла около половины всех перевозок из Европы».

«Прекращение работы такого большого количества участников, естественно, не может не влиять на рост транспортных тарифов, и, как следствие, на конечную стоимость импортируемых товаров на российском рынке. Рост цен не будет критичным, но можно с уверенность прогнозировать, что стоимость всех товаров, перевозимых из Европы в Россию, увеличится. Кроме того, нельзя не учитывать эффект, который оказывает на ситуацию курс рубля к евро и доллару, из-за чего весь импорт уже значительно подорожал. Рост тарифов на услуги по перевозкам из Европы в настоящее время уже составил порядка 20−30%, и чем дольше проблема между Польшей и Россией не будет решена, тем ощутимее будет рост тарифов», — считает Шабардин.

«Что же делать в сложившихся обстоятельствах российским игрокам рынка? Есть два сценария поведения: либо «плыть по течению» в ожидании, когда Польша и Россия смогут прийти к соглашению, и подстраиваться под рост тарифов на рынке, либо искать альтернативные пути, чтобы минимизировать издержки клиентов и дополнительные расходы на доставку товаров. Альтернативным решением могут быть интермодальные перевозки из Европы в контейнерах, что ряд логистических операторов уже активно осуществляет и предлагает», — высказал свое мнение эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, 15 февраля власти Украины приняли решение приостановить перемещение российских грузовиков по территории страны. Напомним, в начале февраля российские фуры были блокированы вооружёнными боевиками на границе между Украиной и другими странами. Боевики требовали отдать им груз, находящийся в фурах. В ответ российские власти временно запретили проезд украинских грузовиков по своей территории.