В России ухудшение с мая 2015 года динамики финансового результата компаний и их стремление к оптимизации затрат обусловили замедление темпов роста номинальных трудовых компенсаций, что вместе с повышением инфляции ускорило падение реальной заработной платы в III квартале и октябре 2015 г. Уменьшение реальной заработной платы в реальном выражении в октябре составило 10,9% по сравнению с соответствующим периодом 2014 и оказалось больше ожидаемого Банком России, говорится в оперативном докладе ЦБ РФ о денежно-кредитной политике (ДКП).

Особенно сильно уменьшение реальной заработной платы проявилось в неторгуемом секторе экономики (строительство, оптовая и розничная торговля, ремонт предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг и др.): по данным за сентябрь 2015 г., снижение по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило 10,2%, тогда как в торгуемом секторе (сельское и лесное хозяйство, рыболовство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства и др.) за тот же период реальная зарплата сократилась на 6%.

Указанная диспропорция в динамике заработной платы обусловила продолжение перетока трудовых ресурсов из неторгуемого сектора в экспортно-ориентированные сырьевые производства, о чем свидетельствует структура прироста численности занятых по секторам экономики.

Вместе с тем темпы снижения реальной заработной платы работников бюджетного сектора продолжают опережать темпы снижения трудового дохода в частном секторе, что связано с отменой индексации зарплаты бюджетников в 2015 году и низкой индексацией в других секторах.

На фоне ускорившегося снижения реальной заработной платы уровень безработицы с учетом коррекции на сезонность в III квартале и октябре 2015 г. оставался относительно стабильным, что соответствовало ожиданиям Банка России. Слабая реакция безработицы на неблагоприятные экономические условия может быть связана с нежеланием компаний терять квалифицированные кадры в условиях реального удешевления рабочей силы в расчете на будущее восстановление экономической активности.

Кроме того, сдерживающее влияние на рост уровня безработицы оказывал дефицит предложения труда, обусловленный демографическими факторами, а также оттоком мигрантов, трудовые доходы которых значительно снизились в связи с ослаблением рубля.

Возможности подстройки рынка труда к низкому уровню экономической активности в конце 2015 — начале 2016 г. через снижение реальной заработной платы будут ограниченными. По оценкам, в этот период возможно некоторое повышение уровня безработицы. В то же время в 2016 г. определенную поддержку может оказать продление региональных программ занятости.