Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) с нового года окончательно и бесповоротно входит в жизнь российских ритейлеров. С 1 января 2016 года программное обеспечение для ЕГАИС должны установить оптовые продавцы алкоголя, а с 1 июля 2016 года — розничные магазины, в том числе продавцы слабоалкогольных напитков. Менеджер по продукции группы компаний «Пилот» Алексей Шабанов рассказал ИА REGNUM о том, как ритейлеры могут избежать подводных камней при внедрении ЕГАИС и подготовиться к нововведениям.

ЕГАИС существует уже не первый год — для обязательного использования компаниями, работающими с оптовыми партиями спиртосодержащей продукции в РФ, она была внедрена еще в 2005 году. Однако в процессе эксплуатации обнаружились ошибки, на их исправление потребовалось 2 года, но из-под действия системы были выведены оптовые ритейлеры. В результате ЕГАИС не позволяла осуществлять полный мониторинг рынка. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, летом 2012 года Росалкогольрегулированием (РАР) был поставлен вопрос о применении ЕГАИС при оптовой и розничной продаже алкогольной продукции. Контролирующий орган решил выстроить систему, обеспечивающую сплошное отражение информации о движении алкогольной продукции от производителя (импортера) и поставщика до момента ее реализации потребителю.

Цепочка замкнулась

С 1 января 2016 года все продавцы алкогольной продукции будут обязаны вносить данные о реализации алкоголя в журнал учета, в котором отображаются наименование, тип, объем проданной продукции и ее индивидуальный идентификационный номер — акцизная марка, а с 1 июля 2016 года к системе должны подключиться все магазины, торгующие алкоголем в розницу. Данные в реестр РАР передает Универсальный транспортный модуль (УТМ). Он представляет собой отдельный компьютер с программным обеспечением (ПО), которое разрабатывает ФГУП «ЦентрИнформ». С внешними системами устройство общается посредством специального протокола. Фактически УТМ является неким шлюзом, позволяющим фронтальным или бэк-офисным системам обмениваться данными с РАР.

Однако для корректной передачи информации в РАР необходимо, чтобы интеграторы, разрабатывающие фронтальные и бэк-офисные системы, снабдили их инструментами, позволяющими проводить реализацию алкогольной продукции в соответствии со всеми требованиями контролирующего органа. При этом данные о реализации алкоголя поступает в РАР по защищенному каналу в зашифрованном виде. Для того чтобы не возникало соблазна внести в них какие-то изменения, софт для ЕГАИС разрабатывается в строгой конфиденциальности. У интеграторов доступа к нему нет — им предоставлены только требования, куда и в каком виде следует передавать информацию о реализации.

В результате формируется цепочка: контролирующий орган всегда знает обо всех фактах производства, поступления и реализации алкоголя. Таким образом, государство сможет гарантировать покупателю, что он приобретает легальный алкоголь. В противном случае легко выяснить, кто произвел и привез в магазин контрафакт. Для конечного покупателя процесс приобретения алкоголя не меняется. По сути, клиент увидит одно существенное изменение — вместе с чеком он получит распечатку с QR-кодом. Если его отсканировать, можно будет прочитать информацию о приобретенном напитке на сайте ЕГАИС. При этом «ЕГАИС Розница» самостоятельно формирует необходимую информацию для печати QR-кода, но для его распечатки требуется соответствующая техническая возможность фискального регистратора.

За нарушение порядка фиксации информации об объемах производства и импорта алкоголя в системе ЕГАИС предусмотрены штрафы:

— для юридических лиц от 150 000 до 200 000 рублей;

— для физических лиц (руководителей компаний) штраф составит до 15 000 рублей.

Кроме того, ритейлеры, не обеспечившие работу с ЕГАИС, не смогут легально продавать алкоголь, поскольку без считывания акцизной марки бутылки чек просто не будет пробиваться.

Подводные камни

Любая новая система в первое время дает сбои. Будет вовсе не удивительно, что работа ЕГАИС не сразу пойдет гладко. И вот к каким подводным камням стоит подготовиться ритейлерам.

  • Технические сбои. В случае выхода УТМ из строя, например, в результате банального перебоя с напряжением, продажа алкоголя в магазине прекратится. Срабатывает следующая схема: если штрих-код бутылки соответствует алкоголю, то продавцу предлагается отсканировать акцизную марку. Размещенная на ней информация при закрытии чека поступает через УТМ в РАР. В случае перебоя в работе транспортного модуля передача данных становится невозможна. Соответственно, алкоголь не может быть продан.
  • Программные риски. Софт для ЕГАИС непрестанно дописывается. Поэтому не стоит исключать, что в процессе функционирования выявятся шероховатости как со стороны ПО ФГУП «ЦентрИнформ», так и со стороны решений интеграторов. В результате может быть несколько изменен алгоритм работы системы.
  • Расходы на оборудование. Ритейлерам следует заранее проверить соответствие оборудования требованиям ЕГАИС. Не исключено, что ряд устройств предстоит докупить или модернизировать. Например, согласно требованиям системы, фискальный регистратор, установленный в магазине, должен уметь печатать QR-код. Его покупка обойдется примерно в 35 тысяч рублей. Еще потребуется сканер, способный прочитать акцизную марку. Его цена составляет приблизительно 10 тысяч рублей. Небольшим магазинам формата «у дома», где нет современного POS-терминала, придется потратиться на организацию кассового узла, что в зависимости от функциональности и бренда может составить от 30 до 80 тысяч рублей. Также оборудование, работающее с ЕГАИС, предстоит установить и магазинам по продаже разливного пива, так как они подпадают под категорию розничных ритейлеров.
  • Расходы на ПО. Мало приобрести оборудование, необходимо еще и привести его инфраструктуру к требованиям РАР. Большинство интеграторов готовы бесплатно предоставить своим клиентам обновленное ПО для работы с ЕГАИС. Однако находятся и те, кто просит за такие услуги деньги. Например, один из региональных ритейлеров, владеющий сетью магазинов формата «у дома», столкнулся с тем, что производитель ПО, установленного на его кассах, предложил провести модернизацию своего программного обеспечения для работы с ЕГАИС только на коммерческой основе.
  • Человеческий фактор. Персоналу магазинов предстоит изучить новый регламент обслуживания покупателей. И хотя кассиру рекомендуется перечень последовательных действий, нет гарантии, что он будет ему грамотно следовать. В результате может снизиться скорость обслуживания покупателей. Аналогичная ситуация не исключена и в магазинах самообслуживания — первое время клиенты будут путаться.

Решения

Ритейлерам следует серьезно отнестись к вопросам модернизации установленного в их магазинах программного обеспечения, как со стороны бэк-офиса, так и со стороны фронт-офиса. Стоит заблаговременно приобрести недостающее кассовое оборудование, установить транспортный модуль, настроить ПО для работы с ним и провести обучение персонала. Конечно, розничным продавцам будет несколько проще, поскольку им предстоит работать с ЕГАИС в полном объеме только с 1 июля 2016 года. Но, согласно требованиям РАР, с начала года им следует формировать журнал реализации алкоголя. Поэтому желательно уже сегодня определиться с тем, как удобнее это делать. Например, небольшим ритейлерам подойдет вариант формирования журнала через личный кабинет на сайте РАР или его ручное заполнение. Крупным сетевым гипермаркетам, скорее всего, будет удобнее делать это в бэк-офисе либо отдельно по каждому магазину во фронт-офисе.

Всегда существует страх перед чем-то новым. Поэтому неудивительно, что вокруг темы внедрения ЕГАИС сейчас витают мрачные настроения. Но, как говорится, «не так страшен чёрт, как его малюют». Главное — быть готовым к нововведениям и четко следовать рекомендациям.