«В Петербурге и Ленобласти создается автомобильный кластер в форме некоммерческого партнерства — НП «Автопром Северо-Запад», рассказали «Ведомостям» сотрудники двух автозаводов и подтвердила координатор проекта, руководитель комитета Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК) Майя Свиридова. Зарегистрировать НП йпланируется в начале осени. Оно объединит предприятия Санкт-Петербурга и Ленинградской области и примыкающих территорий, включая, возможно, Карелию. Желание войти в НП уже изъявили несколько местных производителей автокомпонентов, а также два автозавода — Nissan и Ford Sollers, говорит Свиридова. Размер взносов пока не определен» (в конце июля помощник полпреда президента РФ на Северо-Западе Сергей Зимин говорил журналистам о экспертных расчетах стимулирования развития экономики путем кластерных соглашений». «Такое соглашение предполагает, что подрядчики не платят НДС при поставке друг другу комплектующих частей в определенном проекте или секторе экономики, — рассказал Сергей Зимин. — Наши расчеты будут готовы к концу октября, и тогда мы направим предложения в Минэкономразвития РФ».)

automechanika.spb.ru
Майя Свиридова.

Как пишут «Ведомости», одна из целей НП — консолидировать усилия поставщиков и предприятий, создать единую сеть поставок, говорит Свиридова. В рамках кластера небольшие предприятия смогут рассчитывать на льготы, добавляет она: «Действующие меры больше рассчитаны на большие предприятия с существенным объемом инвестиций». Кластер будет действовать в соответствии с распоряжением правительства РФ «О промышленных кластерах», на 27 августа запланирована встреча с представителями Минпромторга, уточняет Свиридова. Постановление определяет требования к кластерам, которым может быть предоставлена господдержка. Не менее 50% от общего объема промышленной продукции, произведенной каждым участником промкластера, должно использоваться другими участниками, за исключением тех, кто осуществляет конечный выпуск продукции, сказано в постановлении. Еще одно требование — наличие высококвалифицированных рабочих мест не менее 50% от общего числа. Соответствие промышленного кластера всем требованиям постановления проверяет Минпромторг, он же выдает лицензию сроком на три года.

Администрация Петербурга обсуждает создание кластера с НАПАК, подтвердил председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейксин. У проекта в Петербурге есть сложности, говорит он: «Автомобильные предприятия осуществляют сборку, не производят разработок и конкурируют друг с другом. Единственная точка соприкосновения для них — подготовка кадров».

В Самарской области промышленный автокластер в виде НП был зарегистрирован еще в 2014 г., но пока в нем нет автопроизводителей. В 2015—2020 гг. самарский автокластер может получить из федерального бюджета 430,6 млн руб., а также более 30 млн руб. из областного бюджета и внебюджетных источников, следует из июньского распоряжения самарского правительства. НП «Автопром Северо-Запад» рассчитывает на большую сумму, сказала Свиридова, но размер предполагаемой господдержки не назвала

Как ранее сообщало ИА REGNUM, с начала 2000-вх годов власти Петербурга заявляли о создании автомобильного кластера. Автозаводы Toyota, Nissan и Hyundai строились с прицелом именно на общий кластер, однако уже к концу 2000-ых годов эксперты заговорили о том, что кластера в классическом понимании этого слова не пооучилось: у предприятий нет ни общих обучающих центров, ни общих инновационных разработок, ни других признаков.