Цены на основные продукты питания в Воронеже за последние два месяца существенно выросли. Корреспондент ИА REGNUM выяснил, есть ли разница в ценах на самые популярные продовольственные товары в сетевых и несетевых магазинах.

Хлеб в воронежских магазинах за последнюю неделю подорожал: если еще в начале февраля буханка хлеба стоила от 14 рублей (курский производитель) до 23 (местный производитель), то теперь цена колеблется от 18 до 29 рублей за буханку. Самые низкие цены удерживают сетевые магазины — в «Пятерочке» буханку хлеба можно купить за 24,90, в «Магните» — за 23,20. В магазине сети «Центрторг» буханка хлеба липецкого производителя стоила 18,20 руб., хлеб местного завода обойдется в 25,30-25,90 рубля. В сетевом магазине шаговой доступности «Синторг» хлеб стоит уже 26 рублей, а в несетевом магазине «Добрый» буханка стоит от 26,50 до 29 рублей.

Цены на молоко в целом пока держатся на уровне конца 2014 года: в небольшой торговой точке литр молока стоит 35 — 55 рублей (в зависимости от производителя и упаковки), в «Пятерочке» — от 36 рублей и выше, в «Магните» и «Центрторге» цены также колеблются в районе 35-55 рублей за литр. В «Синторге» литр молока местного производителя в пластиковой бутылке стоит 54,30 руб., в «Добром» тот же продукт — 50-52 рубля.

Цены на сыр после введения запрета на ввоз продукции из стран Евросоюза буквально «взлетели», причем как на привозной из Белоруссии, так и на местный, в том числе, воронежского производства. Найти этот продукт по цене ниже 400 рублей за килограмм уже практически невозможно (только в сетевых магазинах по акции), средняя же цена колеблется в районе 450-500 рублей. Так, в небольшой торговой точке сыр «Карлов двор» стоит 490 рублей за килограмм, в несетевом «Добром» «Ламбер» и «Российский сливочный» воронежского производства стоят 496 рублей за килограмм, белорусский «Мраморный» — 479 рублей, мордовский «Сливочный» — 472 рубля. В «Магните» белорусский «Сливочный» по акции стоит 389,90. В «Центрторге» «Пошехонский» производства Белоруссии стоит 494,5 рублей за килограмм, а вот цена сыра «Карлов двор» (на ценнике в качестве страны-производителя стоит Россия) и вовсе составляет 652,5 рублей за килограмм. В «Синторге» «Голландский» сыр мордовского производства стоит 414 рублей за килограмм.

Самый большой разброс цен в воронежских магазинах — на сливочное масло: здесь многое зависит и от производителя, и от состава масла. Цены колеблются в пределах от 53-55 рублей и более 100. Так, в «Магните» 180-граммовую пачку «Крестьянского» масла можно приобрести за 53,90 рублей. В «Добром» такая же пачка масла местного производителя будет стоить 98-103 рубля, белгородское масло можно купить за 78 рублей. В «Центрторге» пачка масла стоит 75-95 рублей, в «Синторге» — 65 рублей.

Подорожание также зафиксировано и на растительное масло — если перед новым годом стоимость литра подсолнечного масла не превышала 75 рублей, то теперь верхний предел — около 90. Так, в «Синторге» литр масла «Слобода» стоит 92,5 рублей, в «Центрторге» — 92,7, в небольшой торговой точке цены подсолнечное масло стоит до 98 рублей за литр. Отметим, что Воронежская область является одним из основных производителей подсолнечного масла в России. В 2013 году в Воронежской области было собрано 1,238 млн тонн семян подсолнечника (третье место в России), в 2014 году — также 1,2 млн тонн.

Дисбаланс цен в воронежских магазинах наводит местных жителей порой на весьма радикальные выводы. Вот какой неожиданный комментарий дал корреспонденту ИА REGNUM один из экспертов — в прошлом руководитель крупных торговых предприятий, заслуженный работник торговли Михаил Севостьянов: «На самом деле кризис — прекрасный повод покончить с наивной верой в „малый и средний бизнес“, который что-то там якобы развивает и способствует. Да, он может это делать, в нормальной экономике — но не делает в реальности. В условиях, которые складывались в России последнюю четверть века, мелкие предприниматели — это три слоя спекулянтов, каждый из которых накручивает цены. Кто поставщик у сетевиков? Агропредприятия и заводы пищепрома, то есть — непосредственно производители. А у частника? Даже не оптовые базы, которые уже дают свою наценку — а перепродавцы, закупающиеся на базах и опять же с наценкой перепродающие товар владельцам киосков и мелких магазинчиков. Вот вам и бесконтрольный — поскольку контролировать эти длинные цепи перепродажи невозможно — рост цен. Расчистить торговое поле от этих паразитов, оставить сети — в которых низкий уровень цен обеспечивают прямые связи с производителями и оптовые объемы закупок — и контролировать цены станет намного легче. А мелкие торговцы должны выжить лишь те, что торгуют непосредственно продукцией местных производителей. Помните, были по городу — магазины „Аннинский“, „Калачеевский“? (Аннинский и Калачеевский районы Воронежской области — крупные муниципальные образования, региональные лидеры в производстве сельхозпродукции — прим. ИА REGNUM). То же самое — заводы от мясокомбинатов, хлебозаводов, молокозаводов области. Пусть объединяют усилия, создают совместные региональные торговые сети — вот тогда будет реальная конкуренция федеральным ритейлерам. По этому пути, кстати, уже идут в регионах — например, в Костроме губернатор распорядился отдать все пустые торговые площади местным производителям, павильоны с местной продукцией возводят по всему городу. А у нас предпочитают охать — ох, местному бизнесу плохо, ему надо помогать. Да не ему плохо, а рядовому покупателю, из которого нежизнеспособные торговцы тянут последнюю копейку! Так может, ну их совсем, этих мелких торговцев? Пора подумать о населении?»