В Санкт-Петербурге городской комитет по государственному использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) сегодня, 7 марта, отправил собственнику "блокадной подстанции" ГУП "Горэлектротранс" факс с уведомлением о поступлении в комитет историко-культурной экспертизы здания и ссылками на 18-ю статью 73 Федерального закона "Об объектах культурного наследия". Корреспонденту ИА REGNUM об этом сообщили в общественном движении "Живой город".

С этого момента собственник официально извещен о статусе блокадной подстанции - согласно документам, с момента поступления в ведомство историко-культурной экспертизы (ИКЭ), здание считается выявленным объектом культурного наследия, и любые работы на нем запрещены законом. Согласно выводам экспертизы, "блокадная подстанция" обладает признаками объекта культурного наследия. Экспертиза выполнена с целью обоснования включения объекта в Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации.

Председатель постоянной комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по образованию, науке и культуре Максим Резник ("Гражданская платформа") обратился к губернатору мегаполиса с сообщением об отданной в КГИОП экспертизе и просьбой "принять все возможные меры по приостановке действий по подготовке к реконструкции и (или) сносу" подстанции, "сохранения и придания мемориального статуса одному из символов блокадного города".

Руководитель фракции "Справедливая Россия" в городском парламенте Алексей Ковалев также направил в органы исполнительной власти и в районную прокуратуру сообщение б этом. В своем обращении депутат указал, что, в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия", с момента поступления в органы власти заключения государственной историко-культурной экспертизы, здания относятся к выявленным памятникам. До принятия решения о включении либо об отказе включить их в реестр, они подлежат государственной охране.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, накануне 70-летия снятия блокады Ленинграда с дома 3а на набережной Фонтанки была снята мемориальная доска, сообщающая о том, что в этом здании находилась электроподстанция, давшая энергию ленинградским трамваям после блокадной зимы. Мемориальную доску под давлением общественности вернули на место, объяснив ее исчезновение ремонтом. Теперь, накануне 8 марта - годовщины возобновления в 1942 году в осажденном городе движения грузового трамвая -собственник готовит подстанцию к сносу. Во дворе здания убираются коммуникации, сняты внутренние ворота.

Как уже сообщало ИА REGNUM, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский ("Яблоко") обратился к исполняющему обязанности губернатора Игорю Дивинскому с призывом не допустить сноса блокадной подстанции на набережной Фонтанки, 3а. Вишневский призывает и.о. градоначальника вмешаться в ситуацию, не допустить сноса здания и отменить постановление правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2009 года №1501, которым разрешена "реконструкция" здания под гостиничный комплекс.

Вице-губернатор Василий Кичеджи на запрос градозащитника Михаила Дружининского 4 февраля ответил, что после завершения строительных работ по возведению гостиничного комплекса на месте блокадной подстанции на новом здании установят мемориальную доску - в целях увековечения памяти защитников Ленинграда. В ответе также говорится, что "здание тяговой подстанции №11 по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д.3, литера А не является объектом (выявленным объектом) культурного наследия и располагается вне границ территорий исторических объектов (выявленных объектов) культурного наследия". Также из Смольного пишут, что здание блокадной подстанции не является историческим согласно законам "О границах зон охраны объектов культурного наследия" и "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия".

В петиции о сохранении здания, которую подписывали в Интернете горожане, говорится: "Блокадная подстанция (ТП №11) - подстанция трамвайной сети, которая весной 1942 года дала ток в контактную сеть Ленинграда, находившегося в 1941-1944 годах в беспрецедентной в истории человечества блокаде, и этим обеспечила движение вагонов, что помогло Ленинграду выстоять, если не прямо - спасти его. Здание до недавнего времени было отмечено мемориальной доской "Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда". Здание - яркий пример супрематической архитектуры - выстроено по экспериментальному проекту 1930 г. архитектором Р.Н.Кохановой и представляет собой редкий в центральных районах Петербурга образец производственного сооружения, решенного в приемах конструктивизма".