На авиасалоне МАКС-2013 впервые принял участие новый многофункциональный истребитель Су-30СМ. Он присутствовал как на статической экспозиции, так и в летной программе, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Самолет выполнил сложнейшие фигуры высшего пилотажа, показав свою сверхманевренность, которая достигается благодаря установленным на него двигателям с отклоняемым вектором тяги. Были продемонстрированы такие фигуры как кульбит, кобра, колокол и плоский штопор. Все они выполняются на огромных углах атаки - до 180 градусов, что фактически означает, что самолет может лететь хвостом вперед и сохранять управляемость.

Гвоздями же летной программы оказались истребитель Су-35С и впервые представленный на МАКСе истребитель пятого поколения ПАК ФА. Оба самолета выполнили очень эффектную программу, поразив зрителей авиашоу. И это не смотря на то, что ПАК ФА является пока только прототипом и показал явно не все, на что он способен. Этот истребитель планируется пустить в серию с 2016 года, и он должен стать будущим ВВС РФ. Самолет выполнен по схеме малой радиолокационной заметности "Стелс" и может лететь на сверхзвуковой скорости без применения форсажа. ПАК ФА оснащен мощнейшим радиолокатором с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и обладает режимами, позволяющими обнаруживать малозаметные цели.

Яркое шоу для публики устроил холдинг "Вертолёты России". Был разыгран сценарий атаки лагеря террористов. Сначала пара ударных вертолётов Ка-52 "Аллигатор" нанесла удары по позициям условных боевиков, а потом под их прикрытием из Ми-26 высадился десант, "добивший" боевиков. Был продемонстрированы также и другие ударные вертолёты - Ми-28Н "Ночной охотник" и Ми-35М.

Ожидаемым был полёт гражданского самолёта, разработки ОКБ Сухого, Sukhoi Superjet 100. Этот ближнемагистральный пассажирский самолёт с большой лёгкостью оторвался от земли и сделал несколько кругов над аэродромом для публики. Также состоялась презентация VIP версии этого самолёта.

Из иностранных участников особенно стоит отметить Airbus, представивший свой огромный A-380. Самый большой в мире пассажирский самолет показал удивительную маневренность - он разворачивался буквально на пятачке.

Много новинок было представлено корпорацией "Тактическое ракетное вооружение". Представитель корпорации рассказал корреспонденту ИА REGNUM о возможностях новейшей противокорабельной ракеты Х-35УЭ: "ПКР Х-35УЭ обладает в два раза большей дальностью действия чем его предшественник Х-35Э, теперь она равна 260 км, при этом вес и габариты ракеты никак не изменились, и ее можно использовать на тех же носителях". На вопрос о характеристиках модификации для российской армии (Х-35У) представитель отказался отвечать, сославшись на секретность информации, однако отметил, что она заметно превосходит экспортную версию.

Еще одним важным экспонатом оказалась ракета воздух-воздух большой дальности РВВ-БД, работающая по системе "выстрелил и забыл". По словам представителя фирмы-производителя, дальность действия ракеты равна 200км, что вполне соответствует современным требованиям. Стоит отметить, что современное ракетное вооружение является важнейшей частью истребителя - если оно будет заметно уступать вооружению противника, то никакая сверхманевренность не спасёт.

Представитель концерна "Радиоэлектронные технологии", комментируя возможности радиолокатора Ирбис-Э, устанавливаемого в истребители Су-35С, рассказал, что на испытаниях была показана дальность обнаружения заметно превосходящая изначально заявленную. Вместо 400км для цели с ЭПР 3 м² на встречном курсе, была получена дальность обнаружения в 504км. При этом радиолокатор может наводить ракеты одновременно по 8-ми воздушным целям и 2-ум наземным.

Новинку продемонстрировало и ОАО "Высокоточные комплексы" - противотанковый ракетный комплекс "Корнет-ЭМ", установленный на бронемашину "Тигр".

Представитель компании прокомментировал возможности этого ПТРК: "Корнет имеет автоматическую лазерно-лучевую систему управления и может обстреливать 2 цели одновременно, на дальности в 8 км в случае использования противотанковой боевой части и на дальности в 10 км при использовании фугасной боевой части". Бронепробиваемость комплекса составляет 1300мм, что позволяет поразить в лобовую часть любую единицу бронетехники.

Огромную экспозицию представил ОАО "Алмаз-Антей", при этом главным экспонатом стал новейший отечественный зенитно-ракетный комплекс С-350Е "Витязь".

По информации представителей ОАО "Алмаз-Антей" система может одновременно обстреливать до 16 целей и наводить на них до 32 зенитных ракет. При этом дальность поражения аэродинамических целей(самолетов и крылатых ракет) равна 60 км, а баллистических до 30 км. Высота поражения целей от 10м до 30км.

Радиолокатор системы может обнаруживать и сопровождать до 100 целей противника. При этом перечисленные характеристики соответствуют экспортной версии ЗРК, характеристики российской версии засекречены. Система должна заменить стоящие на службе ПВО РФ ЗРК С-300 модификаций "П". "Витязь" должен защищать административные промышленные и военные центры от массированных ударов современных и перспективных средств воздушного нападения противника. Самым "хитрым" экспонатом выставки стал контейнерный ракетный комплекс Club-K. Комплекс выполнен в виде стандартного морского контейнера. Но только вместо груза там находятся 4 крылатые ракеты. На выбор заказчика, это могут быть ракеты "Калибр" или Х-35УЭ. Имея на стандартном танкере, загруженном сотнями контейнеров, парочку Club-K, можно незаметно нанести тяжелейший удар по кораблям противника. Дальность действия комплекса зависит от применяемых ракет и может достигать 260 км.

Стоит отметить, что выше перечислена лишь малая толика присутствовавших на авиасалоне экспонатов, что не может не радовать - он пользуются большим спросом не только среди посетителей, но и среди поставщиков и разработчиков.

Единственное, чего не хватает авиасалону, так это большего количества иностранных представителей. К примеру, было бы крайне интересно понаблюдать за одновременными полётами российских и американских военных лётчиков, увидеть последние разработки западного военного авиастроения. Возможно, в будущем и этот недостаток будет устранён.