После банкротства армянского национального авиаперевозчика "Армавиа" в правительстве Армении обсуждаются три варианта развития ситуации. Основать полностью государственную компанию, сформировать частную национальную компанию или перейти к режиму свободного неба - open skies. Об этом в ходе обсуждения в Общественной палате в Ереване 11 апреля заявил начальник Главного управления гражданской авиации Армении Артем Мовсисян, передает корреспондент ИА REGNUM.

По мнению Мовсисяна, мировой опыт в сфере гражданской авиации весьма разнообразен. "Может быть также вариант, когда государство и частная компания вместе участвуют в работе национального авиаперевозчика. Таким образом, наше государство, исходя из своей специфики, должно принять решение", - подчеркнул глава ведомства, добавив, что факт банкротства "Армавиа" свидетельствует о том, что у компании в резерве не было плана по кризисному управлению. В условиях, когда в мире идет процесс укрупнения авиаперевозчиков посредством слияний или альянсов, государственное участие в создании авиакомпании должно быть детально обосновано. "В таком случае, чтобы противостоять конкуренции государство должно серьезно поддержать, субсидировать компанию", - сказал Мовсисян.

Гендиректор компании "Армавиа" Норайр Беллуян признал, что причина банкротства компании кроется в плохом менеджменте. "Все упирается в качество менеджмента. Хотя такой же менеджмент существовал в 2006-2008 гг., тогда компания процветала. Конечно, модно говорить, что у "Армавиа" были монопольные позиции на рынке, однако это не совсем так. Компания конкурировала на самом деле с такими гигантами, как авиакомпании "Сибирь", "Аэрофлот" и "Трансаэро"", - подчеркнул он. Он настаивает на создании национального авиаперевозчика, на этот раз с участием государства. "Пусть контрольный пакет акций компании принадлежит государству, но национальный авиаперевозчик нужен", - подчеркнул он, между тем добавив, что "Армавиа" еще можно спасти, если государство это пожелает.

Сразу после начала процесса банкротства "Армавиа" и прекращения всех полетов, цены на авиабилеты в Армении существенно подорожали. "После ухода с рынка нашей компании цены на билеты существенно возросли. Сейчас нужно думать и об этом. Вакуум на рынке, образовавшийся после ухода "Армавиа", дает о себе знать. Пока, что никакая другая компания не выразила желание прийти на рынок и занять место "Армавиа", - сказал Беллуян.

В банкротстве национального авиаперевозчика есть также и вина правительства, так как оно, зная о проблемах компании, уже два года не предпринимало никаких мер, в частности, высоких тарифов в международном аэропорту "Звартноц", заявил председатель Общественной палаты Армении Вазген Манукян. Словам Манукяна возразили участвующие в обсуждении представители аэропорта. "Последние 5-6 лет аэропорт делал скидки для национального перевозчика в предоставлении различных услуг. В этом плане у "Армавиа" были большие привилегии", - подчеркнул главный менеджер ЗАО "Армения - международные аэропорты" Марсело Венде. По его словам, если государство желает участвовать в формировании нового национального авиаперевозчика, то должно быть готово к большим денежным вливаниям. "Например в Аргентине, в день государство субсидирует национальных авиаперевозчиков в объеме $3 млн", - сказал он.

В настоящий момент пока идут обсуждения на счет вариантов формирования нового авиаперевозчика, по словам Венде, есть возможность хотя бы на время перейти к режиму свободного неба. "Сейчас подорожали цены на билеты, сформировалась сложная ситуация. Создание нового авиаперевозчика в лучшем случае может длиться 6 месяцев. Поэтому в целях разгрузки ситуации и снижения тарифов на билеты можно на время перейти к режиму свободного неба. Это также будет хорошим опытом для Армении. Сейчас есть много авиакомпаний, которые при режиме свободного неба приступят к полетам в Армению", - подчеркнул он.

С предложением перехода к режиму свободного неба не согласился Вазген Манукян, отметив, что Армения находится в специфичном положении, так как есть незавершенная война в Карабахе. "На вопрос нужно смотреть с точки зрения национальной безопасности. Есть незаконченная война в Карабахе и пример ситуации в Сирии. Нет гарантии, что при полном переходе к режиму свободного неба иностранные компании продолжат осуществлять рейсы, если ситуация здесь обострится", - заключил Манукян.