Научно-исследовательский и проектный институт (НИПИ) генплана Москвы представил обновленный генеральный план Нижнего Новгорода с перспективой развития до 2030 года.

Как сообщает "КоммерсантЪ", предлагается утвердить новую транспортную схему, предусматривающую строительство до 700 км городских магистралей и дорог, развивать городские многофункциональные центры на Автозаводе, в Сормове, Кузнечихе, максимально приближая рабочие места к проживанию, чтобы предотвратить трудовую миграцию в центр и сократить среднее время поездки на работу до получаса.

Кроме того, проект генплана предусматривает постепенный вынос из города на периферию таких промышленных предприятий, как ГАЗ, "Красное Сормово", ГЗАС им. Попова и множество других, а освободившуюся территорию использовать под общественно-деловую и историческую застройку. За счет дополнительных территорий Кстовского района, Бора, Дзержинска и других возможно расширение территории города с нынешних 46 тыс. га до 73 тыс. Центральная часть города планируется детально, а высотный регламент ее застройки определен на уровне шести этажей. Предполагается, что в 2030 году в Нижнем Новгороде смогут проживать 1,47 млн человек, а в перспективе город вместит почти 2 млн жителей, имея потенциал для строительства в 22 млн кв. м жилья.

Архитекторы и чиновники в целом оценили двухлетний труд московских специалистов как "профессиональную и глубокую работу", но по ряду положений возникли разногласия.

Так, глава Автозаводского района Владимир Солдатенков лоббировал вынос аэропорта за границы Нижнего Новгорода, а профессор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Вадим Воронков предостерег от превращения города в "плохо управляемый мегаполис" за счет застройки Борской поймы. Представитель борской администрации посетовал, что планируемая объездная магистраль "рвет город", оставляя за чертой возможной агломерации ряд борских поселков.

Депутат гордумы Нижнего Владимир Паченов вообще предложил "перестать цепляться за Борскую пойму". Разработчики парировали, что Бор де-факто уже является составной частью Нижнего Новгорода и транспортные связи с ним нужно крепить строительством не только нового волжского моста, но и перспективной ветки метро.

О судьбе метрополитена развернулась отдельная дискуссия. По словам заместителя гендиректора НИПИ Александра Коллонтая, "город хочет такое метро, на которое не хватит и двухсот бюджетов". В качестве частичной альтернативы москвичи предложили использовать скоростной трамвай в коридоре улицы Ванеева и проспекта Гагарина.

Споры возникали и по количеству необходимых для города кладбищ и мусороперерабатывающих заводов.

В результате, чтобы найти компромисс по множеству дискуссионных и узкоспециальных вопросов, городская администрация рекомендовала проектантам до 18 февраля разослать проект генплана во все надзорные ведомства, чтобы те могли подготовить свои заключения по профилю.

Ориентировочно в апреле-мае 2009 года исправленный с учетом рекомендаций специалистов проект генерального плана будет вынесен на публичные городские слушания.