"В Курчатовском институте сложилось мнение, что для равноправного общения в рамках мирового ядерного истеблишмента одной из наших козырных карт является 6 тысяч реакторолет опыта транспортной атомной энергетики. Это наше уникально достояние, несопоставимое ни с чем другим в мировой практике реакторостроения", - заявил директор института инновационной энергетики РНЦ "Курчатовский институт" Вячеслав Кузнецов.

Следует напомнить, что 25-26 ноября в Нижнем Новгороде прошла Межотраслевая научно-практическая конференция "Плавучие АТЭС - обоснование безопасности и экономичности, перспективы использования в России и за рубежом" (ПАТЭС-2008). Организаторы конференции - Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", ОАО "Атомэнергопром", Правительство Нижегородской области, Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей, ОАО "ОКБМ Африкантов" и Ядерное общество России. В ходе пресс-конференции, прошедшей в рамках мероприятия, директор ОАО "ОКБМ Африкантов" Дмитрий Зверев сообщил о том, что на данный момент готовность реакторов для ПАТЭС составляет около 70%, по остальному оборудованию готовность составляет почти 100%.

Как отметил Кузнецов, в советское время, за 50 лет, атомной промышленностью для транспорта было создано 10 ГВт мощностей, которые очень эффективно функционировали. "Наша транспортная позиция реакторостроения действительно очень сильная, на основании этого можно планировать развитие гражданской энергетики малой и средней мощности, что уже выразилось в наличии проекта КЛТ-40С и др. Нигде в мире не предлагаются атомные станции малых и средних мощностей на основании такого опыта. Нужно отметить, что в МАГАТЭ зафиксировано более 50-ти проектов таких АЭС. Пожалуй, в мире нет ни одной фирмы, имеющей отношение к строительству атомных мощностей, которая не заявила бы о своих намерениях двигаться в этом направлении, но все они базируются на оригинальных разработках, а мы используем опыт атомного ледоколостроения, то есть у нас гораздо более сильные позиции", - сказал эксперт.

Вместе с тем, по его словам, в рамках проекта МАГАТЭ "ИНПРО" последние три года бурно развивает деятельность по исследованию правовых институциональных вопросов развития атомной энергетики малых мощностей нестационарного размещения, в которой мы принимаем активное участие. "Сейчас поставлена задача - создать официальный инструктивно-нормативный документ МАГАТЭ, который как раз и определит институциональные, законодательные рамки этой новой отрасли атомной энергетики. Все это свидетельствует о том, что в ближайшее время ожидается резкий прорыв в этом направлении. Действительно, кто первый построит пилотные станции, тот и совершит это колоссальный прорыв, тот и захватит рынок. Наши позиции в этом поле объективно сильные", - рассказал директор института инновационной энергетики РНЦ "Курчатовский институт".