Сегодня, 27 сентября, классик отечественной мультипликации Юрий Норштейн в рамках встречи с гостями и участниками ХХVI Международного фестиваля анимационных фильмов «Крок», проходящего с 22 по 30 сентября на борту теплохода «Константин Симонов», пояснил свое отрицательное отношение к компьютеру и назвал кино грубым искусством.

«Компьютер хорош тогда, когда сидящий за ним человек превосходит технические возможности этого инструмента. Но когда компьютер начинает диктовать свои условия — это смерть для творческого человека. Я не против компьютера, я не воюю с ним, но говорю о том, что творческое напряжение должно быть такой силы, чтобы оно убирало всё лишнее на своем пути».
Юрий Норштейн

В качестве президента фестиваля «Крок» Юрий Норштейн провел обсуждение конкурсных фильмов продолжительностью от 10 минут, в процессе которого затронул несколько ключевых вопросов творчества.

Мастер объяснил, что в полностью сделанном на компьютере анимационном фильме видны многие недостатки: если бы то же самое делалось рукой, то очень многое лишнее ушло бы с экрана. Он подчеркнул, что компьютер не страшен творчеству, когда он преодолен, важно не идти за этим инструментом.

Юрий Борисович затронул проблему сопряжения персонажа и пространства, которое идеально исполнено в мультфильме «Винни-Пух» Федора Хитрука. Пространство, согласно его совету, должно стать обратной функцией персонажа. Чрезмерное нагромождение изобразительного обычно бывает излишне, и его лучше перевести на действие, обойдясь несколькими штрихами.

Важным, по мнению режиссера, является взаимодействие словесного текста и визуального, то есть языков литературы и изображения.

«Есть физиологическая разница между словесным языком и изобразительным. Кино — очень мерзкое искусство, грубое искусство, потому что оно очень материальное. И чтобы преодолеть материю, нужны невероятные усилия. Каждый режиссер преодолевает что-то свое и своим способом. Федерико Феллини переводит всё в клоунаду, Жан Виго переводит историю натуральную в почти сказочную. В анимации — та же самая проблема. Всё, что написано словом — впрямую не переводимо на язык кинематографа».
Юрий Норштейн