«Отправляюсь в Казань — будет много встреч со школьниками и студентами, и решил поделиться некоторыми размышлениями о судьбах образования.

Как депутату мне постоянно приходится сражаться за школы. Их выкашивает пресловутая «оптимизация». В селе Огни Алтайского края пришлось добиваться ремонта школы: сгнившая крыша, подпертая березовым поленом, могла обрушиться на головы ребят, сами они среди ветра и стужи сидели на уроках в пальтишках и курточках. По всей стране пришлось добиваться возвращения автобусов для детей — Красные Шапочки, маленькие девочки, были вынуждены впотьмах за тридевять земель топать до школ…

Как литератору то и дело доводится выступать в школах, вести уроки литературы — то Челябинске, то в Москве, то в Горно-Алтайске, сейчас вот, как и сказано, предстоит Казань. Ведь школьникам так важно удостовериться: писатель — это не только портрет классика на стене, но есть и современная русская литература. А в разговоре о классике («Евгений Онегин», «Горе от ума», «Отцы и дети») всегда важно заинтересовать школьников, увлечь, спровоцировать на диспут — с тобой и друг с другом. Недавно на заседании Общества русской словесности я предложил сделать этот процесс не случайным и стихийным, а организованным — надо наладить непрерывные выступления писателей, историков, интеллектуалов, тех, кому есть что сказать и рассказать, в школах страны. Задача одна — заинтересовать словесностью.

Отдельная тема — творчество учителя. Об этом немало дискуссий особенно в связи с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), предложенным Министерством образования и науки.

Нужны ли изменения? Думаю, нужны. Мне кажется, это признак хаоса — когда в соседних школах разная программа по литературе, разные списки изучаемых произведений. Вариативность хороша как творческий метод, как возможность проявить талант подачи, но образование должно быть единым. Единое образовательное пространство — живое, дышащее, многообразное, но единое. Иначе знания нового в школе ребенка будет не совпадать с тем, что успели освоить его одноклассники.

Лично мне близка и понятна позиция профессора МГИМО Юрия Павловича Вяземского, которого уважаю и которому доверяю: «У наших детей должен быть базовый уровень знаний, — сказал он и привел пример из собственной практики: Я однажды заглянул к коллегам на экзамен по русской литературе. И там была девушка, она ничего не знала про «Войну и мир» Льва Николаевича Толстого. Ни на один вопрос не смогла ответить. Но когда я поговорил с ней после экзамена, оказалось, что она очень хорошо знает Серебряный век: увлекается Велимиром Хлебниковым, цитирует Ходасевича. И таких примеров тысячи, когда образование у наших детей с какими-то дикими лакунами».

По словам Вяземского, над новым ФГОС трудилось 300 специалистов, в том числе эксперты Российской академии наук, Российской академии образования, Московского педагогического государственного университета. Спросили мнение самих школьников, которым предстоит осваивать предусмотренный стандартом знания.

Понятна мне и позиция министра Ольги Васильевой: добавление базового содержания в стандартах не запрещает педагогу и ученику углублять и расширять знания по предмету, а создает тот необходимый минимум, на котором можно выстраивать по кирпичику свое дальнейшее развитие.

Это принципиальный момент. Нельзя допустить сужения и иссушения педагогического мастерства. Ничто не должно ограничить свободу умного учителя и пытливого ученика.

Важен базовый уровень знаний, но лично меня радует четко зафиксированное в документе: содержание рассматриваемого ФГОС рассчитано примерно на две трети учебного времени. Оставшаяся треть остается на усмотрение учителя. На персональное усмотрение. Пусть решает, как и о чем говорить. Без этого воздуха, простора во времени не увлечь и не заинтересовать школьников, не размахнуться самому учителю.

А что не радует — так это нарастающее варварство. Варварство — это не только падение уровня знаний, но и нищета учителей в провинции. Непрерывно получаю слезные петиции жителей городков и поселков не убивать, не сокращать их школы, потому что иначе заглохнут и их населенные пункты.

И еще один совет не только родителям, но и учителям, совет самом себе, отправляющемуся на очередной урок: надо читать вслух. Детям — в классе. Пусть читает учитель, пусть читают они сами. А потом — обсуждать, и хорошо, если жарко споря. Когда литература неинтересна, она приедается или вызывает отторжение. (И круто было бы разыгрывать спектакли по литературным произведениям!) Надо прочувствовать и оживить то, что зачастую проходит мимо сердца и разума».