От исторических картин про сёгунат и самураев до криминальных историй 60-х годов — в Санкт-Петербургском киноцентре «Родина» открывается ретроспектива фильмов культового японского режиссёра Масахиро Синода. Показы пройдут в течение 10 дней — с 18 до 28 февраля.

Как сообщает пресс-служба «Родины», фильмы будут демонстрироваться на 35 мм и 16 мм пленке, на японском языке и сопровождаться устным переводом на русский. Вход на все показы программы свободный.

Ретроспектива организована консульством Японии совместно с Японским фондом и приурочена к юбилею Масахиро Синода. 9 марта режиссёру исполняется 85 лет.

В программу вошли:

  • драма «Высохшее озеро» 1960 года, один из первых фильмов Масахиро Синоды, принёсший ему первый успех;
  • драма «Мое лицо пылает в лучах заходящего солнца» 1961, фильм о банде киллеров, ведущих охоту за молодой журналисткой;
  • драма «Слёзы на львиной гриве» 1962, о молодом Сабу, обманутом и погубленном своим покровителем и кумиром;
  • драма «Убийство» 1964, первый исторический фильм Синода;
  • криминальный триллер «Бледный цветок» 1964, не сразу оцененный критиками кино из-за большого количества жестоких сцен. Горячим поклонником фильма стал американский режиссер Мартин Скорсезе;
  • боевик «Самурай-шпион» 1965, о борьбе за власть между кланами Токугава и Тоётоми в начале XVII века;
  • драма «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей» 1969, фильм по мотивам одноименной пьесы японского драматурга Мондзаэмона Тикамацу (1653−1735). Один из наиболее стилизованных фильмов Синоды;
  • историческая драма «Молчание» 1971, по одноимённому роману писателя Сюсаку Эндо о гонених христиан;
  • историческая драма «Химико» 1974, вольная интерпретация режиссёра мифа о великой жрице-шаманке, правившей одним из первых государственных образований Японии в 3 веке нашей эры;
  • мелодрама «Ясягаикэ» («Принцесса драконов») 1979, по мотивам пьесы сюрреалиста Кёка Идзуми «Ясягаикэ» 1913 года, ставшей классикой японской литературы. Главную роль принцессы-дракона сыграл выдающийся актер театра Кабуки, Тамасабуро Бандо. Фильм Синоды — дань широко распространенному в Японии мнению о том, что только актер-мужчина может по-настоящему воплотить идею женственности;
  • драма «Копьеносец Гондза» 1985, экранизация пьесы Мондзаэмона Тикамацу «Копьеносец Гондза в двойном плаще» 1717 года. Картина получила приз «Серебряный медведь» на Берлинском международном кинофестивале и была удостоена шести премий Японской академии кино. В конце 80-х «Копьеносец Гондза» демонстрировался в СССР.

Масахиро Синода относят к направлению «Новая волна «Офуна», которое характеризуется вольномыслием и возникло с появлением в 1960 году фильма Нагиса Осима «История жестокой юности».

Работы Синоды отличает яркая чувственность и жестокость. Жестокость для режиссёра была одной из черт человеческого существования, мерилом, определяющим облик эпохи.

В своих фильмах Синода достаточно редко обращался к современности, больше интересуясь событиями минувших времён. Целью режиссёра было рассмотреть прошлое с разных точек зрения, чтобы лучше изучить настоящее.

Конфликт между героем, недовольным собой и его антагонистом — человеком уверенным и благополучным, — постоянный мотив произведений Синоды. Чаще всего этот конфликт разрешается смертью одного из противников.

Синода оставил режиссуру в 2003 году с выходом на экран его последней работы «Шпион Зорге» и теперь преподает кинематографию в Университете Васэда.