Завершился XII Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня" в Ханты-Мансийске, где были представлены работы отечественных и зарубежных кинематографистов. Среди них - киноленты программы "Кино для всех". Об итогах фестиваля и давнем сотрудничестве с Северо-Западным регионом и в частности, Санкт-Петербургом - в интервью ИА REGNUM директора "Киноцентра "Югра", автора и ответственного исполнителя программы социального фильма "Кино для всех" Нина Тверитина.

ИА REGNUM: Как возникла идея программы "Кино для всех"?

Кинопрокатом, включая так называемое социальное кино, просто продвижением хороших фильмов занимаюсь давно. Непосредственно направление, которое можно озаглавить "кино для всех", на первый взгляд, появилось случайно. Но по утверждению Александра Грина, "Все, что неожиданно изменяет нашу жизнь, - не случайность. Оно - в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием". Как бы то ни было, но на Берлинском кинофестивале в конце 90-х годов случайно увидела на 28-м этаже в кафе человека в инвалидном кресле. Этот немолодой господин за чашечкой кофе был чрезвычайно увлечен беседой с товарищами - известными режиссерами, актерами, продюсерами. Для нас в то время - неправдоподобная картина.

Я своим спутникам задала вопрос: как он сюда попал, и они ответили: легко. Тогда же впервые увидела знак, на котором была нарисована инвалидная коляска и подумала, что в России люди с инвалидностью - "невидимки", и вероятно находятся в "коконе", не позволяющим бывать в кинотеатрах, смотреть кино-открытия на большом экране, а зачастую и просто выходить на улицу. Вот тогда и родилась идея создания проекта "Кино для всех", который предусматривал не только показ фильмов о людях с инвалидностью, но и для них в оборудованных кинозалах. На нынешнем кинофестивале "Дух огня" наша программа представлена уже в седьмой раз и, согласитесь, она достаточно сильная, состоящая как из игровых, так и документальных лент: "Да здравствуют антиподы", "Петербургский блюз", "Я - волонтер. Зачем мне это нужно", "Молитва за всех", "Короткий срок 12", "Прикосновение", "Скафандр и бабочка", "Географ глобус пропил". Каждый из этих фильмов, увидев однажды, зритель не забудет никогда.

ИА REGNUM: Каким образом вышло, что программа "Кино для всех" стала частью фестивального полотна "Духа огня"?

В 2004 году идею поддержали в профильном департаменте, ныне - это Департамент культуры и в программу социального развития Ханты-мансийского автономного округа были включены пункты, касающиеся реабилитации и интеграции людей с инвалидностью посредством кино, стали предприниматься конкретные шаги по доступности среды для маломобильных групп населения... Честно говоря, немало физических и моральных сил ушло на то, чтобы начать воплощать в жизнь программу "Кино для всех". Но вот уже семь лет на благотворительной основе мы показываем фильмы о людях с необычной судьбой и для людей, прежде всего, благодаря участию в проекте председателя регионального движения инвалидов-колясочников "Преобразование" Станислава Кононенко. Он, по сути, является отцом-основателем программы "Кино для всех", которая официально была включена в сетку внеконкурсной программы "Духа огня" в 2009 году.

ИА REGNUM: Как завязались контакты с Санкт-Петербургом?

Речь опять же идет о "случайной неслучайности". Мы знали, что в Петербурге развивается система социальных видео-проектов. У нас, понятно, был к этому интерес. В 2005 году в Ханты-Мансийске прошли первые семинары с участием петербургских экспертов, на которых обсуждались проблемы социального кино, а в 2006-м по приглашению комитета по социальной политике мы приняли участие в петербургских социальных кинопоказах. Помню, что в программу первого показа вошел замечательный фильм "Подорожник" режиссера Валерия Наумова, затем петербургский зритель увидел прекрасный фильм "Внутри себя я танцую" О'Доннелла, "Полианну" Усмана Сапарова.

ИА REGNUM: Если бы вам предложили продолжить фразу "Социальное кино - это..."

Скажу так: социальные фильмы - это фильмы о нашей жизни, о том, что нас окружает и связывает. Киноленты, которые демонстрируем, в конечном итоге, помогают понять, что часто мы с вами, опять-таки, повторюсь, - условно здоровые люди, гораздо беспомощнее тех, кому приписывают ограниченные возможности. Достаточно перечислить некоторые названия для того чтобы понять, о чем идет речь: "Потанцуй со мной под мою песню", "Петя по дороге в царствие небесное", "На краю стою", "Ночь светла". "Письмо матери", и многие-многие другие. В них - отношение к жизни.

ИА REGNUM: Известно изречение: "больше театров - меньше тюрем". По аналогии: больше социальных фильмов - меньше..."

Меньше предвзятого отношения к людям, которые, я это знаю, нередко живут более богатой духовно насыщенной жизнью, чем мы. Ярчайший пример - гость нынешнего фестиваля "Дух огня" - москвич, доктор психологических наук, профессор, который прекрасно видит и слышит сердцем, хотя зрение и слух у него отсутствует, Александр Суворов и его первый помощник - официально приемный сын, а в реальности родной - Олег Гуров. О Суворове, который в ответ на вопрос: "А вы верите в инопланетян?", говорит: "Я и есть инопланетянин", - 26 лет назад снял фильм замечательный актер и режиссер Альгис Арлаускас (сейчас он живет в Испании, руководит школой театрального и киноискусства "Анима"). Сын с отцом общаются при помощи дактилологии - прикосновений рук - собственно, так и называется фильм - "Прикосновение". Если честно, я очень волновалась, когда встречала их в аэропорту, думала, как будем общаться. Оказалось, легко.

ИА REGNUM: Каков возраст зрителей, которые приходят на фильмы программы "Кино для всех"?

Разного возраста. Среди зрителей. Если позволяет возрастной ценз, немало детей. Считаю это нашей большой победой и большим влиянием киноискусства. Когда говорю "нашей", имею в виду многих людей. Но прежде всего, ближайшего помощника - Сергея Парняка, предложившего, к слову, свой вариант продолжения фразы "социальное кино - это..." С его точки зрения, это шанс расширить социум. И с этим тоже нельзя не согласиться. Арлаускас говорит, что "социальное кино - твое окно в мир", в котором все по-настоящему и главная ценность - человек. ИА REGNUM: "Дух огня" - 214 завершился. Что дальше?

Как говорила английская писательница и философ, лауреат Букеровской премии Айрис Мердок: "Со мной всегда так бывает: стоит мне чем-нибудь заинтересоваться, как происходят десятки случайностей, имеющих к этому прямое отношение". Эти случайности привели к рождению программы, и необходимо, чтобы она продолжилась, прежде всего, потому, что она нужна людям всех возрастов, невзирая на их социальный статус, как в Ханты-Мансийске, Санкт-Петербурге и Москве, так и в других городах и странах. Что может быть логичнее безумной, красивой, абсолютно неправдоподобной случайности?

Беседовала Евгения Дылева

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в рамках программы "Кино для всех" Международного фестиваля кинематографических дебютов "Дух огня" в Ханты-Мансийске (Югра) представлены привезенные из Санкт-Петербурга фильмы: "Я - волонтер! Зачем мне это надо?" Эрнеста Тимерханова и "Петербургский блюз", "Молитва за всех" Татьяны Хомутовой. Работы тепло приняли как сибиряки, так и коллеги - кинематографисты.

Для Эрнеста Тимерханова, который более известен по актерским работам и закадровому тексту в блокбастерах, документальный фильм о волонтерах - кинематографический дебют.

Второй фильм, "Петербургский блюз" Татьяны Хомутовой - документальная новелла о стремлении каждого ребенка и его праве быть счастливым. И о нас всех, обязанных ему в этом помочь. Он посвящен яркому событию: в мае 2013 года в ротонде Мариинского дворца состоялось необычное дефиле. Выпускников специализированной школы "Динамика" 2013 года - юношей и девушек, преодолевших сложности, связанные с ограничением по здоровью, одели в авторские, дизайнерские наряды, которые были пошиты специально для них. В тот же день они в первый раз в жизни сумели увидеть Санкт-Петербург со смотровой площадки Исаакиевского собора.

Кинолента Хомутовой "Молитва за всех" о Центре социальной реабилитации и помощи инвалидам "Кедр" (руководитель - Александра Сердитова), принимающий "особых" детей и молодых людей из специализированных детских домов и школ на острове Коневец в Ладожском озере (Ленинградская область).

Эти фильмы на нынешнем фестивале традиционно демонстрировались при поддержке Комитета по социальной политике правительства Санкт-Петербурга.

Напомним, XII фестиваль "Дух огня" проходил в Ханты-Мансийске с 28 февраля по 6 марта. Впервые он состоялся в январе 2003 года под патронатом правительства Ханты-Мансийского автономного округа и Министерства культуры РФ. Идея проведения кинофестиваля принадлежит кинорежиссеру Сергею Соловьеву. Одним из организаторов "Духа огня" был актер и режиссер Александр Абдулов (1953-2008), в течение пяти лет - вице-президент фестиваля. 1 марта 2014 года в Ханты-Мансийске был открыт памятник великому актеру.

В этом году на конкурс лучших мировых кинематографических дебютов года было заявлено 11 картин. На суд жюри представлены работы режиссеров из России, Турции, Германии, Франции, Китая и других стран. Традиционно будет показана "Панорама российских дебютов", в которой представлено 10 работ.

Лучшими стали картины: драма о Румынии времён диктатора Чаушеску, биография Сергея Параджанова и фильм китайского рок-музыканта.

Главный приз "Золотая тайга" достался румынской картине "Что и требовалось доказать" режиссера Андрея Грушницкого. Главный герой - математик, опубликовавший статью в зарубежном журнале, подвергается преследованию.

Второй приз, а также премию Российской гильдии критиков, получила биографическая драма "Параджанов" совместного производства Украины, Грузии, Армении и Франции. Картина рассказывает о жизни культового советского режиссёра Сергея Параджанова, начиная с 50-х годов, включая его самые продуктивные 60-е и кризисные годы, которые он провёл вне дома.

"Бронзу" фестиваля взял дебютный фильм китайского рок-музыканта Цуй Цзяня "Семейная история". Драма противопоставляет эпохи жизни китайского общества - тоталитарные годы культурной революции и современное вр емя с широким доступом к информации. Главный герой живёт в эпоху, отличную от времён его репрессированных родителей, и на его примере фильм рассуждает об отсутствии свобод в Китае.

В российском конкурсе дебютов главный приз получил фильм "Жажда" Дмитрия Тюрина. В нём главный герой проходит через чеченскую войну, после которой остаётся изуродованным и неспособным адаптироваться к мирной жизни. Главные роли исполнили Алексей Гуськов и Михаил Грубов, который получил приз имени Александра Абдулова за лучшую мужскую роль.