В Санкт-Петербурге сегодня, 2 декабря, в пятый раз назовут лауреатов премии "Музейный Олимп", первый раз это состоится в рамках Санкт-Петербургского Международного культурного форума. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Номинанты давно известны, и музейное сообщество ежегодно активно обсуждает - кому достанется статуэтка Мнемозины в номинациях "Престиж Петербурга", "Музей - детям", "Музейная книга", "Выставка года", "Экспозиция года" и "Музей года".

Замечательная идея - посадить на теплоход и отправить прочь из города. Но не философов, а музейщиков, и не навсегда, а на несколько дней - чтобы они обсудили те проекты, которые будут номинированы в очередной раз на главную для них петербургскую премию "Музейный Олимп", пообщались и, так сказать, "сверили часы".

"Музейный Олимп" пройдет в Санкт-Петербурге в пятый раз, а "музейный теплоход" в октябре состоялся в четвертый - в минувшем году по не зависящим от музейного сообщества причинам поездки не было.

В этот раз музейщики на теплоходе "Георгий Чичерин" успели за пять дней выслушать всех кандидатов на получение главного приза "Музейного Олимпа" по всем номинациям, побывать в Кирилло-Белозерском монастыре, увидеть фрески Дионисия в Ферапонтове, а также обсудить создание в Петербурге Музея оловянных солдатиков, особенности работы с незрячими детьми и взрослыми, инвалидами-опорниками, людьми с ментальными нарушениями.

Эта дискуссия оказалась очень интересной для музейщиков, причем не только петербургских, но и московских гостей. Особенно важным стало выступление директора библиотеки для слепых Ольги Устиновой. Оказывается, многие искали такой опыт музейной работы, но не знали, что он рядом, в Петербурге.

В 2012 году Музеем года - обладателем главной статуэтки Мнемозины - стал Мемориальный музей-квартира Ф.М.Достоевского. Его директор Наталья Ашимбаева так характеризует ежегодный "Олимп" и ежегодную прогулку на "музейном теплоходе": "Конечно, мы и до "Олимпа" ходили на выставки друг к другу, но подготовка к премии, сама "сверка часов" на теплоходе концентрирует все - дает увидеть парад музеев и проектов, возможность понять себя и масштабировать себя в этом мире".

Спорили на теплоходе, обсуждая номинантов "Музейной книги". Сегодня решится - какой из трех проектов получит Мнемозину: необычная "История на вкус: кулинарная тетрадь личного повара Ф.И.Шаляпина", подготовленная Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства, классический альбом-монография "Благовещенская усыпальница: национальный пантеон России, памятник истории и культуры", изданный к 300-летию Александро-Невской лавры Государственным музеем городской скульптуры, а также электронная книга для I-PAD о роли России в Первой мировой войне, которую представил Государственный музей-заповедник "Царское Село".

Ряд музейщиков вообще не признал такое новшество книгой в классическом ее понимании, но интрига разрешится только сегодня вечером.

Сложно будет жюри выбрать и лучшую выставку года - интереснейшие царскосельская "За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора", "Фонтанный дом. Встреча через 300 лет" Музея театрального и музыкального искусства, познавательная, собравшая рекордное число посетителей выставка Елагиноостровского дворца-музея "Петр Аркадьевич Столыпин. Надежда царя".

Среди трех "экспозиций года" безусловный интерес вызывает постоянная выставка в новом филиале Государственного музея городской скульптуры - "Мастерская М.К.Аникушина". Драматична сама история создания филиала в мастерской великого скульптора, интересна задача решения пространства, превращенного из рабочего в музейное.

На "Музей года" претендуют Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Мемориальный музей "Разночинный Петербург" и Государственный музей политической истории России.

Маленький "Разночинный Петербург" в Казачьем переулке стал подлинным культурным центром этого района Петербурга, но насколько он может и должен подменять собой дом культуры, творческий центр для детей, театр? Этот вопрос некоторые представители музейного сообщества также задавали.

Государственный музей политической истории, ставший настоящим музеем нового века, претендует не только на Мнемозину. Музей, как считает его директор Евгений Артемов, должен честно и предельно объективно "говорить", особенно сейчас, когда "единый учебник истории" вполне способен подменить объективность декларациями.

Сегодня решится, кто получит Мнемозину, но, как считает заведующий Российским центром музейной педагогики Государственного Русского музея Борис Столяров, "выставочные проекты сегодняшнего дня, в основном, идут мимо зрителей, потому что не опираются на результаты социологического и психологического анализов, музей не должен работать с публикой по наитию". Он предостерег от "погони за интересностью - есть опасность разрушения принципиально самой музейной сути".