В Санкт-Петербурге, в Государственном музее-заповеднике "Царское Село" сегодня, 26 сентября, в павильоне "Холодная баня" открываются после реставрации Агатовые комнаты - часть личных апартаментов императрицы Екатерины II, сохранившие подлинную историческую отделку до наших дней. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, реставрация Агатовых комнат велась в рамках государственно-частного партнерства. В октябре 2010 года между ГМЗ "Царское Село", ОАО "РЖД" и благотворительным фондом "Транссоюз" было заключено трехстороннее соглашение на выделение средств для научной реставрации павильона. В соответствии с соглашением к 2013 году отреставрированы 7 интерьеров Агатовых комнат: Лестница, Библиотека, Агатовый кабинет, Большой зал, Яшмовый кабинет, Овальный зал и Кабинетец.

Реставраторы-позолотчики трудятся под сводами Большого зала Агатовых комнат в Царском Селе.

Они уникальны как в художественном, так и в техническом отношении, и не имеют аналогов в западноевропейском искусстве. Так шотландский архитектор Чарльз Камерон в 1780-е годы воплотил в жизнь увлечение императрицы античным искусством. Екатерина II лично наблюдала за отделкой этих интерьеров и вносила свои коррективы в проект.

При возрождении шедевра музей осознанно отказался от общепринятой российской практики воссоздания утраченных фрагментов и использовал европейскую методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат. Поэтому Агатовые комнаты предстают перед нами такими же, какими их видела Екатерина II и ее современники. Сохранены не только элементы отделки семи интерьеров, неповторимое сочетание "цветных каменьев", но и "патина времени", дыхание блистательного века Екатерины.

Агатовые комнаты были мечтой Екатерины II, ее личным заказом Камерону и его первой крупной работой в России. Архитектор, о котором Екатерина писала - "это голова, голова воспламеняющаяся", воплотил здесь в 25 тоннах уральского камня (а именно столько яшмы пошло на отделку павильона), живописи и резьбе все, чем в юности восхищался сам, участвуя в раскопках древнеримских терм. В "Холодных банях" в нижнем этаже помещались оловянный бассейн, "жаркая баня" и "отдыхательная комната".

Второй же этаж - Агатовые комнаты - был совершенно в духе времени - именно тогда в России увлекались минералогией, императрица отправляла на Урал экспедиции виднейших ученых.

Во время реставрации в Агатовых комнатах работали реставраторы пятнадцати направлений - от резьбы и позолоты до живописи, паркетов, мраморов - натурального и искусственного, камня - яшмы уральской, которую в XVIII столетии называли "мясным агатом" - отсюда и название. Агатовые комнаты - единственный в мире павильон, в отделке которого столь обширно использованы полудрагоценные камни.

Все работы выполняли специалисты Царскосельских янтарных мастерских. С помощью парогенератора были отчищены от "пыли веков" мраморные девы-торшеры из Большого зала. Подновлены двери, расчищена позолота XVIII столетия. Паркет, рисунки которого сделаны Фельтеном, Екатерина II велела использовать из недостроенного дворца ее умершего фаворита Ланского.

Лестница-ракушка, ведущая в Агатовые комнаты, сделана, как и велела Екатерина, "из мелкого гранитного дикого камня, серого цвету, называемого пудосарского", а поручень "из самолутчего виргинского красного дерева".

"Конструкция лестницы полностью выполнена в соответствии с древнеримскими строительными традициями, не только ступени, но и площадки Камерон положил по-римски - в наслон друг на друга, с упором и заделкой в стены только одной стороны каменной плиты", - сообщается в научном труде "Архитекторы Царского Села" старшего научного сотрудника ГМЗ "Царское Село" Ирины Степаненко.

Позолота Большого зала двух цветов - зеленая, которая получается при добавлении в сплав серебра, и желтая. Если добавить меди, то позолота будет красноватой. Это делали, чтобы придать фактурность лепке и выделить панно живописные или лепные с помощью тонкой игры цвета. В Агатовом кабинете, когда реставраторы смыли грязь, они увидели, что позолота трех оттенков - белая, желтая и зеленая, в Яшмовом кабинете и в Овальном - два цвета позолоты.

"Мы произвели консервацию сохранившейся исторической позолоты и сняли поверхностные загрязнения, которые накопились за 150 последних лет, - рассказала корреспонденту ИА REGNUM руководитель реставраторов-позолотчиков Наталья Фомичева. - В некоторых местах не хватало лепки - это в потолок стреляли немцы, мы нашли в Агатовых комнатах следы пуль и сами пули в расстрелянной живописи, в штукатурке. В 1958 году эти следы войны были закрыты картоном с условными рисунками. Мы картоны сняли - а тут все прострелено".

В Яшмовом кабинете фашисты оборудовали огневую точку, но колонны с коринфскими капителями, которые Камерон зафиксировал в своей книге "Термы Рима", а потом предложил Екатерине создать здесь, выдержали. Хотя Камерона предупреждали коллеги, что работа может оказаться хрупкой. Время и война проверили - Камерон оказался прав. В Яшмовом кабинете воссозданы утраты - реставраторы-камнерезы подобрали хранившиеся в фондах обломки камней, сложили их, как Кай слово "Вечность", подбирая профиль. В Овальном кабинете сохранилась лепка по рисункам Камерона.

Завтра, 27 сентября, Агатовые комнаты откроют двери для посетителей.

Галина Артеменко