Круглый стол "Михаил Ломоносов и русская литература", посвященный 300-летнему юбилею первого русского ученого, состоялся сегодня, 27 октября, в Санкт-Петербурге в Институте Русской литературы (ИРЛИ) - Пушкинском Доме. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, круглый стол прошел при поддержке Федерального агентства по печати.

Среди участников круглого стола были сотрудники старейшего в России центра по изучению русской литературе XVIII века (Пушкинский Дом), специалисты Санкт-Петербургского и Московского государственных университетов, Института мировой литературы, Российской национальной библиотеки и библиотеки Академии наук.

В рамках круглого стола обсуждались итоги и перспективы изучения Ломоносова как писателя, опыт подготовки второго издания его Полного собрания сочинений,; восприятие Ломоносова современниками - как в России, так и за рубежом. Не обошлось и без сенсаций. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM ученый секретарь ИРЛИ - Пушкинского Дома Андрей Костин, в докладе заведующего отделом библиографии ИРЛИ Сергея Николаева было сделано настоящее открытие.

Николаев объяснил, почему на единственном прижизненном портрете ученого работы Г. Преннера - широко известном изображении Ломоносова, пишущего за столом, но смотрящего в сторону и вверх, ученый изображен именно так. Причем, как известно, этот портрет был одобрен Ломоносовым и потом широко копировался. Николаев соотнес изображение ученого с данными из справочника XVIII столетия Чезаре Рипа "Иконология" - поза ученого повторяет аллегорическое изображение под названием "Фурор поэтико" - "Поэтический восторг" (юноша, пишущий на скрижалях и смотрящий вверх и в сторону). "Ломоносов сам считал, что именно так и надо его изображать, подчеркивая тем самым значение поэтического творчества в своей жизни", - сказал Костин.

28 октября Николаев сделает доклад о портрете Ломоносова в Институте им. Репина (Академии художеств).